Определение соответствия выводных концов обмоток статора машин трехфазного тока

Определение начала и конца обмоток электродвигателя

Здравствуйте, дорогие посетители и постоянные читатели сайта «Заметки электрика».

Продолжаю серию статей из раздела «Электродвигатели». В прошлых статьях я рассказывал Вам про устройство асинхронного двигателя, соединение в звезду и треугольник его обмоток, провел эксперимент подключения трехфазного двигателя в однофазную сеть.

Бывают ситуации, когда Вы подходите к двигателю с целью подключить его в сеть, а в клеммной колодке находятся 6 проводов, совершенно без бирочек и маркировки.

Делается это не очень трудно. В качестве примера я покажу Вам наглядно как определить начало и конец обмоток электродвигателя АИР71А4.

 Шаг 1

Самым первым шагом в определении начала и конца обмоток асинхронного двигателя является написание бирочек (кембриков). Для этого воспользуемся трубкой ПВХ диаметром 5 (мм) и маркером.

Нарезаем из трубки ПВХ шесть отрезков одинаковой длины и подписываем их маркером.

Вот что получилось.

 Шаг 2

Вы уже знаете, что обмотка статора асинхронного двигателя состоит из 3 обмоток, сдвинутых относительно друг друга на 120 электрических градуса. Так вот вторым шагом в определении начала и конца обмоток асинхронного двигателя  является определение принадлежности всех шести выводов к соответствующим обмоткам.

Можно воспользоваться обычным омметром, но я предпочитаю использовать цифровой мультиметр. Кстати, скоро в свет выйдет интересная и подробная статья о том, как пользоваться мультиметром при проведении различных видов электрических измерений.

Итак, с помощью мультиметра определяем первую обмотку. Переключатель режима работы  мультиметра ставим в положение 200 (Ом).

Одним щупом встаем на любой из шести проводников. Вторым ищем его конец. Как только попадаем на искомый проводник, показания мультиметра покажут нам значение отличное от нуля. В моем примере это 14,7 (Ом).

Это и есть первая обмотка статора нашего электродвигателя. Одеваем на нее бирки U1 и U2 в произвольном порядке.

Аналогично продолжаем искать остальные две обмотки.

На найденные обмотки одеваем бирочки (кембрики), соответственно, V1, V2 и W1, W2.

В итоге получаем шесть проводов с надетыми на них бирочками (кембриками) в произвольной форме.

Шаг 3

Чтобы перейти к третьему шагу определения начала и концов обмоток трехфазного электродвигателя необходимо вкратце вспомнить теорию электротехники.

Кстати, кое-что Вы уже можете почитать в разделе «Электротехника». Правда этот раздел еще не наполнен статьями, все руки до него не доходят. Также можете почитать мой отзыв про курс электротехники от Михаила Ванюшина. Я его приобрел в свой архив и совсем не пожалел.

При согласованном включении двух обмоток возникнет электродвижущая сила ЭДС, состоящая из суммы ЭДС первой и второй обмоток. Таким образом, в этих обмотках возникает процесс электромагнитной индукции, который наводит в рядом расположенной обмотке ЭДС, т.е. напряжение.

Если же две обмотки подключить встречно, то сумма ЭДС этих двух обмоток будет равна нулю, т.к. ЭДС каждой обмотки будут направлены друг на друга, и тем самым компенсируют друг друга. Поэтому в рядом расположенной обмотке ЭДС не наведется или наведется, но очень малой величины.

Берем первую катушку (U1и U2) и соединяем ее со второй (V1 и V2) следующим образом. Напоминаю, что эти обозначения у нас условные.

Эта же схема на моем примере.

На вывод U1 и V2 подаем переменное напряжение порядка 100 (В). Можно подать напряжение и 220 (В), но я ограничился 100 (В).

После этого с помощью вольтметра или мультиметра производим измерение переменного напряжения на выводах W1 и W2.

Если мультиметр покажет некоторое значение напряжения, то первая и вторая обмотки включены согласовано. Если напряжение на выводах будет равняться нулю или иметь совсем маленькое значение, то значит обмотки включены встречно.

Смотрим, что получилось в нашем случае.

Замеряю напряжения на выводах W1 и W2. Получаю значение около 0,15 (В). Это очень маленькое значение, поэтому я делаю вывод, что обмотки я подключил встречно. Поэтому на второй обмотке я меняю местами бирочки V1 и V2 и снова провожу измерение.

После замены на выводах W1 и W2 я измерил напряжение порядка 6,8 (В). Это уже что-то похожее на правду.

Осталось дело за малым – это найти начало и конец у третьей обмотки (W1 и W2). Все делаем аналогично, только подключаем их согласно схемы, приведенной ниже.

Измерение переменного напряжения проводим на выводах V1 и V2.

Получилось напряжение 6,8 (В). Значит маркировка начала и конца третьей обмотки верна.

 Шаг 4

После определения начала и конца обмоток трехфазного асинхронного двигателя необходимо проверить себя. Для этого соединяем звездой или треугольником обмотки в зависимости от типа двигателя и напряжения сети. В нашем случае обмотки двигателя я соединил треугольником.

Подаю питающее трехфазное напряжение на обмотки – двигатель работает.

Можно сделать вывод, что начала и концы обмоток двигателя мы нашли правильно.

Существует еще несколько способов определения начала и концов обмоток электродвигателя, но лично я пользуюсь именно этим.

Для наглядности предлагаю посмотреть видео:

Если статья была Вам полезна, то поделитесь ей со своими друзьями:

Источник: http://zametkielectrika.ru/opredelenie-nachala-i-konca-obmotok-elektrodvigatelya/

Бывают ситуации, когда маркировка выводов статорной обмотки электродвигателя отсутствует или нарушена, а для правильного подключения асинхронного электродвигателя в сеть необходимо правильно определить начало статорной обмотки и её конец.

Давайте определим принадлежность выводов, к соответствующим обмоткам воспользовавшись для этого мультиметром.

 Перед началом измерения переключаем мультиметр на 200 Ом и одним из щупов дотрагиваемся до любого из шести выводов, а вторым щупом ищем конец этой обмотки.

Когда вы найдете искомый проводник, показания на дисплее мультиметра изменятся на отличное от ноля. В нашем случае это 14,7 Ом.

Вы нашли первую обмотку статора электродвигателя. Предлагаю отметить выводы отрезками кембрика (или любым удобным вам способом) с маркировкой U1 иU2.

Аналогичным способом находим оставшиеся две обмотки.

Вторую обмотку отмечаем кембриком (или любым удобным вам способом) V1 и V2, а третью W1 и W2 соответственно.

В итоге мы нашли три обмотки и от маркировали их выводы в произвольном порядке.

Теперь перейдем к следующему шагу в котором мы определим начало статорной обмотки и её конец, но сначала немного теории.

В электротехнике две обмотки, которые находятся на одном сердечнике возможно подключить согласованно или встречно.

 Таким образом, при согласованном подключении двух обмоток возникает ЭДС (электродвижущая сила), складывающаяся из сумм ЭДС (электродвижущей силы) первой и второй обмотоки.

То есть процесс электромагнитной индукции возникающей в первых двух обмотках наведет в расположенной рядом обмотке ЭДС, то есть напряжение.

Если же вы подключите две обмотки встречно, получается что ЭДС каждой из обмоток будет направлена друг на друга и её сумма с этих двух встречных обмоток будет равнятся нулю. Поэтому в расположенной рядом обмотке электродвижущая сила не наведётся или наведется только малой величины.

Теперь выполним все выше сказанное на практике.

Выводы U1 и U2 первой обмотки соединяем с выводами V1 и V2 второй обмотки, представленным ниже способом. Помните, что обозначения, нанесенные на выводы достаточно условные.

Выводы обмоток U2 и V1 соединяем между собой, а на выводы U1 и V2 подаем напряжение 220 Вольт. 

После чего производим измерение напряжения на выводах обмотки W1 и W2, в первом случае получилось 0,15 Вольт. Полученное напряжение очень маленькое, поэтому можно сделать вывод, что обмотки подключены встречно. Отключаем напряжение и меняем выводы V1 и V2 местами.

После повторного измерения получается 6,8 Вольт. Значит обмотки подключены правильно, а маркировка их верна (рис.1).

Аналогичным способом ищем начало и конец у обмотки с выводами W1 и W2, все подключения выполняем по схеме приведенной ниже (рис.2).

Если при измерении напряжения вы получили 6,8 Вольт значит маркировка и подключение обмоток выполнено правильно.

Далее соедините обмотки вашего электродвигателя по схеме звезда или треугольник и провести испытания без нагрузки. В данном случае обмотки электродвигателя соединены по схеме звезда.

После пуска электродвигателя необходимо обратить внимание на сторону вращения вала и при необходимости поменять фазы местами для её изменения.

Материалы, близкие по теме:

Источник: http://electromontaj-st.ru/statia/101-opredeleniye-nachala-i-kontsa-obmotok-elektrodvigatelya.html

Расчет обмотки трехфазного асинхронного двигателя (стр. 2 из 6)

Выбор делается исходя из:

– технические возможности выполнения обмотки в данных условиях;

– минимального расхода обмоточного провода;

– номинальных мощности и напряжения;

– типа паза;

– достоинств и недостатков обмоток;

– экономической целесообразности.

Схема статорных обмоток трёхфазных электрических машин разделяют:

– по числу активных сторон секций в пазу на однослойные (у которых активная сторона одной катушки занимает весь паз) и двухслойные (активная сторона занимает половину паза),

– по размеру шага на обмотки с полным шагом (при y=y’) и с укороченным шагом (при y1, обмотка называется рассредоточенной, при этом фазные катушки должны быть разделены на секции, число которых равно q.

3. Число катушечных групп

В двухслойных обмотках число катушечных групп механически увеличивается в два раза, однако по сравнению с однослойной обмоткой с числом витков в каждой секции меньшим в два раза, тогда:

Читайте также:  Что такое сервопривод, управление сервоприводом

2×1=2

где N1ф (2) – число катушечных групп в одной фазе двухслойной обмотке. Так как каждую пару полюсов создают все три фазы переменного тока, следовательно:

4. Число электрических градусов на один паз

В расточке статора асинхронного двигателя одна пара полюсов составляет 3600 эл. Это наглядно видно на рисунке 2.

Рис. 2. Изменение ЭДС под полюсами.

При прохождении проводника под одной парой полюсов в расточке статора полностью за один оборот ЭДС в нём (возникает) изменяется по синусоиде. При этом происходит полный цикл изменения, который составляет 360 электрических градусов (рисунок. 2).

Число электрических градусов, приходящихся на паз, или угловой сдвиг между рядом лежащими пазами:

5. Число параллельных ветвей

Параллельные ветви в обмотке асинхронного двигателя делаются для сокращения сечения обычного провода, кроме того, это даёт возможность лучше загрузить магнитную систему машины.

Все катушечные группы данной фазы мы соединяем последовательно, тогда число параллельных ветвей 1 (а=1) (рис. 3). На рисунке буквами Н и К обозначены соответственно начала и концы катушечных групп.

Рис. 3. Соединение катушечной группы

При их параллельном подключении число параллельных ветвей в принципе может равняться числу катушечных групп в одной фазе N1ф .

Катушечные группы фазы можно соединить и комбинированно (часть последовательно и часть параллельно), но при этом, в любом случае число катушечных групп в каждой параллельной ветви должно быть одинаковым, а=2.

Число параллельных ветвей вводится тогда, когда необходимо уменьшить сечение провода. Максимальное число параллельных ветвей:

аmax =2×p=2×1=2,

принимаем а=1.

6. Принцип построения схемы статорной обмотки трёхфазного асинхронного двигателя

Для получения вращающегося магнитного поля трёхфазного асинхронного двигателя, при любой схеме обмотки, требуется:

1. Смещение в пространстве расточки статора асинхронного двигателя фазных обмоток, одна относительно другой на 1200 эл.

2. Смещение во времени токов, протекающих по этим обмоткам, напериода.

Первое условие выполняется соответствующей укладкой катушечных групп трёхфазной обмотки, второе – подключением асинхронного двигателя к сети трёхфазного тока.

При построении схемы, обмотка первой фазы может в общем начинаться с любого паза. Поэтому первую активную сторону секции помещаем в первый паз. Вторую активную сторону секции помещаем через десять зубцов в одиннадцатый паз.

Одна катушечная группа имеет четыре секции, тогда вторая и последующие секции занимают соответственно 2 и 12, 3 и 13, 4 и 14 пазы.

Число катушечных групп одной фазы будет четыре (просчитано выше)

В однослойной обмотке первая катушечная группа участвует в создании первой пары полюсов, вторая – должна создавать вторую пару полюсов, следовательно, расстояние между ними должно быть равно одной паре полюсов, т. е. 360 электрических градусов.

Источник: http://MirZnanii.com/a/194720-2/raschet-obmotki-trekhfaznogo-asinkhronnogo-dvigatelya-2

Как определить начало и конец обмотки в двигателе

В этой статье я расскажу способ, как определить начало и конец обмотки в асинхронном трёхфазном двигателе.

Когда вам может потребоваться данный материал? Только в том случае, если у вас имеется в коробке брно шесть проводов одинакового цвета и на них нет никаких обозначений.

Или ваш двигатель был соединен треугольником, а вы хотите получить возможность соединить его звездой. Как это сделать я писал здесь.

Чтобы проще было объяснять материал, сначала пройдемся по принятым маркировкам выводов обмоток двигателей.

Выводы асинхронного двигателя. Маркировка выводов асинхронного двигателя

Встречаются различные маркировки выводов обмоток двигателя. Отечественная маркировка от С1 до С6 и международная, которую вы видите на рисунке.

В наше время встречаются обе маркировки, но для «обучения» мы будем применять новые обозначения, как более наглядные.

Ранее, я уже говорил, что начало и конец обмоток понятия абсолютно условные, главное условие, которое играет важную роль это такое соединение обмоток, когда магнитные потоки не направлены встречно. Если два одинаковых потока направить встречно, они как бы уничтожают друг друга.

Нам же надо получить согласованное направление магнитных потоков. В двигателе находятся три обмотки. Грубо говоря, двигатель, это трансформатор с тремя обмотками и сердечником в виде статора.

Таким образом, обмотки в двигателе связывает магнитный поток, который протекает по статору, а его создает ток, который протекает по обмоткам. Ротор – это лишь приятная «вкусняшка», наличие которой позволяет получить из электрической энергии механическую.

Начало и конец обмоток электродвигателя

Ну что ж, приступим. Прежде, чем начинать процедуру, вам нужно подготовиться. Для этого вам потребуются:

  • мультиметр или лампа накаливания (предпочтительнее, конечно же, мультиметр)
  • маркеры для проводов
  • знание техники безопасности, поскольку вы будете работать с опасным напряжением
  • обычная сетевая вилка с проводом
  • что-то, чем вы будете соединять провода, когда приступите к поиску выводов обмотки
  • ну и материал данной статьи.

В качестве маркеров можно использовать кембрики, бумагу с резинками, цветную изоленту и обычные перманентные маркеры, в общем, что угодно, что позволит вам промаркировать выводы. Вам потребуется шесть маркеров, на которых вы напишете обозначения начала и концов обмоток.

Первым делом нужно определить обмотки двигателя

Названия обмоток тоже абсолютно условны. Хотя, если принимать в расчёт такое понятие, как фазировка, то правильное включение дает точное представление о том, в какую сторону будет вращаться вал двигателя и не более того.

Выставляете мультиметр в режим прозвонки, один щуп прикладываете к любому из шести проводов, вторым щупом находите конец, который будет прозваниваться. И эту пару звонящихся концов маркируете. Пусть это будут U1 и U2. Остается четыре конца. Повторяете операцию и еще одну пару снова маркируете. Пусть это будут V1 и V2.

Осталась еще пара концов, их проверяете на всякий случай, чтобы быть уверенными, что обмотка в исправном состоянии и тоже маркируете оставшимися маркерами W1 и W2. Теперь у вас есть три обмотки и вы знаете их выводы. Но не знаете, где начало, а где конец каждой обмотки.

Другими словами, вы не знаете, как направлены магнитные потоки этих обмоток согласно имеющейся маркировке, поскольку она сейчас носит случайный характер.

Как определить начало и конец обмоток

Приступаем к поиску концов. Снова предупрежу о технике безопасности, поскольку сейчас вы будете работать с опасным напряжением 220 вольт. Сама процедура очень простая. Вам надо на одну обмотку присоединить лампу или вольтметр (мультиметр, в режиме измерения напряжения), а две других обмотки соединить последовательно и подать на них напряжение. Теперь рассмотрим эту процедуру подробнее.

С присоединением лампы или вольтмера проблем не возникнет. Допустим это будет обмотка W1-W2. Остается две обмотки. Согласно имеющимся маркерам вы соединяете их в таком порядке, как это показано на рисунке, а именно соединяете между собой U2 и V1.

На выводы U1 и V2 подаете ПЕРЕМЕННОЕ напряжение 220 вольт. Обратите внимание, именно переменное, поскольку постоянное превратит наш двигатель в электромагнит, но при этом напряжение в третьей обмотке наводиться не будет.

На реальном двигателе это будет выглядеть, как на фотографии ниже:

Обратите внимание, я специально выделил одним цветом (зеленым) соединенные обмотки на схеме и на фотографии. Теперь, если магнитные потоки обмоток совпадут, то в третьей обмотке будет наведено напряжение. Если посчитать грубо, то чуть меньше 100 вольт. Следовательно, лампочка на третьей обмотке начнет светиться, но не в полный накал.

Если же магнитные потоки будут направлены встречно, то в третьей обмотке напряжение наводиться не будет и лампочка не загорится. Если лампочка загорелась, все отлично, придумайте, как навсегда промаркировать выводы обмоток и приступаем к третьей. Если лампочка не загорелась, значит меняем местами выводы любой обмотки.

Пусть это будет обмотка V1V2 (то есть, если раньше была схема U1→U2→V1→V2, то теперь будет схема  U1→U2→V2→V1) и снова проверяем.

Лампочка засветилась? Отлично! Но прежде чем переходить к третьей обмотке, поскольку мы определили условные начала и концы двух обмоток нужно придумать, как навсегда промаркировать эти выводы, чтобы в дальнейшем вам не пришлось возвращаться к данной процедуре. Теперь будем работать только с третьей обмоткой. Маркеры первых двух трогать уже не будем.

К любой из найденных обмоток подключаем третью, а на освободившуюся подключаем лампочку. То есть на обмотку (пусть будет) U1U2 мы теперь подключаем вольтметр или лампочку, а соединяем обмотки V1→V2→W1→W2. И все повторяем по новой. С одним условием, что маркеры обмоток U и V мы не трогаем. Если лампочка при проверке не загорается, то меняем маркеры только на обмотке W.

Как видите, процедура не слишком сложная и при необходимой сноровке займет не больше 15 минут.

Есть и другие методы определения начал и концов обмоток, но они более сложные и требуют стрелочного вольтметра или сборки несложной схемы, хотя с другой стороны, они более безопасные.

Но этот метод наиболее простой. А если не боитесь электричества и внимательно прочитали технику безопасности, то вместо мультиметра прозванивать обмотки можно той же лампочкой.

Для этого можно использовать такую схему, которую вы видите ниже:

 То есть, можно вообще обойтись без мультиметра. Достаточно одной лампочки на 220 вольт.

На этом всё!

Читайте также:  Электрические цепи с конденсаторами

С наилучшими пожеланиями, Я!

Источник: http://potomstvennyjmaster.100ms.ru/rubrik-site/sovetyi/nachalo-konets-obmotki-dvigatelya.html

Как определить начала и концы фаз обмотки асинхронного двигателя

Читать все новости ➔

Если в паспорте электродвигателя указано, например, 220/380 В, это означает, что электродвигатель может быть включен как в сеть 220 В (схема соединения обмоток – треугольник), так и в сеть 380 В (схема соединения обмоток – звезда). Статорные обмотки асинхронного электродвигателя имеют шесть концов.

По ГОСТу обмотки асинхронного двигателя имеют следующие обозначения: I фаза – С1 (начало), С4 (конец), II фаза – С2 (начало), С5 (конец), III фаза – С3 (начало), С6 (конец).

Рис. 1. Схема подключения обмоток асинхронного двигателя: а – в звезду, б – в треугольник, в – исполнение схем “звезда” и “треугольник” на доске зажимов.

Если в сети напряжения равно 380 В, то обмотки статора двигателя должны быть соединены по схеме “звезда”. В общую точку при этом собраны или все начала (С1, С2, С3), или все концы (С4, С5, С6). Напряжение 380 в приложено между концами обмоток АВ, ВС, СА. На каждой же фазе, то есть между точками О и А, О и В, О и С, напряжение будет в √З раз меньше: 380/√З = 220 В.

Способы подключения электродвигателей

Если в сети напряжение 220 В (при системе напряжений 220/127 В, что в настоящее время, практически нигде не встречается) обмотки статора двигателя должны быть соединены по схеме “треугольник”.

В точках А, В и С соединяются начало (Н) предыдущей с концом (К) последующей обмотки и с фазой сети (рис. 1, б). Если предположить, что между точками А и В включена I фаза, между точками В и С – II, а между точками С и А – III фаза, то при схеме “треугольник” соединены: начало I (С1) с концом III (С6), начало II (С2) с концом I (С4) и начало III (С3) с концом II (С5).

У некоторых двигателей концы фаз обмотки выведены на доску зажимов. По ГОСТу, начала и концы обмоток выводят .в том порядке, как эго показано на рисунке 1, в.

Если теперь необходимо соединить обмотки двигателя по схеме “звезда”, зажимы, на которые выведены концы (или начала), замыкают между собой, а к зажимам двигателя, на которые выведены начала (или концы), присоединяют фазы сети.

При соединении обмоток двигателя в “треугольник” соединяют, зажимы по вертикали попарно и к перемычкам присоединяют фазы сети. Вертикальные перемычки соединяют начало I с концом III фазы, начало II с концом I фазы и начало III с концом II фазы.

При определении схемы соединения обмоток можно пользоваться следующей таблицей:

Напряжение, указанное в паспорте электродвигателя, В Напряжение в сети, В
127 220 380
127 / 220 треугольник звезда
220 / 380 треугольник звезда
380 / – треугольник

Паспорт электродвигателя

Определение согласованных выводов (начал и концов) фаз статорной обмотки.

На выводах статорных обмоток двигателя обычно имеются стандартные обозначения па металлических обжимающих кольцах. Однако эти обжимающие кольца теряются. Тогда возникает необходимость определить согласованные выводы. Это выполняют в такой последовательности.

Сначала при помощи контрольной лампы определяют пары выводов, принадлежащих отдельным фазным обмоткам (рис. 2).

Рис. 2 . Определение фазных обмоток при помощи контрольной лампы.

К зажиму сети 2 подключают один из шести выводов статорной обмотки двигателя, а к другому зажиму сети 3 подключают один конец контрольной лампы. Другим концом контрольной лампы поочередно касаются каждого из остальных пяти выводов статорных обмоток до тех пор, пока лампа не загорится. Если лампа загорелась, значит, два вывода, присоединенные к сети, принадлежат одной фазе.

Необходимо следить при этом, чтобы выводы обмоток не замыкались друг с другом. Каждую пару выводов помечают (например, завязав ее узелком).

Определив фазы статорной обмотки, приступают ко второй части работы – определению согласованных выводов или “начал” и “концов”. Эта часть работы может быть выполнена двумя способами.

1. Способ трансформации. В одну из фаз включают контрольную лампу. Две другие фазы соединяют последовательно и включают и сеть на фазное напряжение.

Если эти две фазы оказались включенными так, что и точке О условный “конец” одной фазы соединен с условным “началом” другой (рис. 3, а), то магнитный ноток ∑Ф пересекает третью обмотку и индуктирует в ней ЭДС.

Лампа укажет наличие ЭДС небольшим накалом. Если накал незаметен, то следует применить в качестве индикатора вольтметр со шкалой до 30 – 60 В.

Рис. 3. Определение начал и концов в фазных обмотках двигателя методом трансформации

Если в точке О встретятся, например, условные “концы” обмоток (рис. 3, б), то магнитные потоки обмоток будут направлены противоположно друг другу. Суммарный поток будет близок к нулю, и лампа не даст накала (вольтметр покажет О). В данном случае выводы, принадлежащие какой-либо из фаз, следует поменять местами и включить снова.

Если накал у лампы есть (или вольтметр показывает некоторое напряжение), то концы следует пометить. На одни из выводов, которые встретились в общей точке О, надевают бирку с пометкой Н1 (начало I фазы), а на другой вывод – К3 (или К2).

Бирки К1 и Н3 (или Н2) надевают па выводы, находящиеся в общих узелках (завязанных при выполнении первой части работы) с Н1 и К3 соответственно.

Для определения согласованных выводов третьей обмотки собирают схему, представленную на рисунке 3, в. Лампу включают в одну из фазе уже обозначенными выводами.

2. Способ подбора фаз. Этот способ определения согласованных выводов (начал и концов) фаз статорной обмотки можно использовать для двигателей небольшой мощности – до 3 – 5 кВт.

Рис. 4. Определение “начал” и “концов” обмотки методом подбора схемы “звезда”.

После того как определены выводы отдельных фаз, их наугад соединяют в звезду (по одному выводу от фазы подключают к сети, а по одному — соединяют в общую точку) и включают двигатель в сеть. Если в общую точку попали все условные “начала” или все “концы”, то двигатель будет работать нормально.

Но если одна из фаз (III) оказалась “перевернутой” (рис. 4, а), то двигатель сильно гудит, хотя и может вращаться (но легко может быть заторможен). В этом случае выводы любой из обмоток наугад (например, I) следует поменять местами (рис. 4, б).

Если двигатель опять гудит и плохо работает, то фазу следует снова включить, как прежде (как в схеме а), но повернуть другую фазу – III (рис. 3, в).

Если двигатель и после этого гудит, то эту фазу следует также поставить по-прежнему, а повернуть следующую фазу – II.

Когда двигатель станет работать нормально (рис. 4, в), все три вывода, которые соединены в общую точку, следует пометить одинаково, например “концами”, а противоположные – “началами”. После этого можно собирать рабочую схему, указанную в паспорте двигателя.

Возможно, Вам это будет интересно:

Источник: http://meandr.org/archives/9233

Неправильное соединение фаз обмоток электродвигателя

Эта неисправность является следствием неправильного соединения обмоток отдельных фаз между собой, когда, например, одна из фаз обмотки «перевернута», т. е. в соответствующую точку схемы присоединено начало обмотки фазы вместо ее конца.

Это чаще всего наблюдается у электродвигателей, имеющих шесть выводов для соединения их звездой или треугольником, при работе, например, от напряжений 220/380 или 380/660 вольт.

Неправильное соединение обмоток при ремонте электродвигателя возможно и в случае трех выводов.

Правильное (а) и неправильное (б) соединение фаз статорной обмотки звездой.

Правильное (а) и неправильное (б) соединение фаз статорной обмотки треугольником.

Правильное и неправильное соединение фаз статорной обмотки звездой и треугольником. В обоих случаях одна из фаз «перевернута».

Начало и конец выводов первой фазы обозначены (условно) соответственно через С1, С4, второй фазы С2, С5 и третьей фазы — СЗ, С6.

Для соединения обмотки звездой обычно соединяют концы С4, С5 и С6 вместе ( в нулевую точку), а питание подводят к началам С1, С2 и СЗ, но соединение звездой можно выполнить, соединяя в нулевую точку начала С1, С2 и СЗ при подаче питания к концам С4,. С5 и С6. 

Для соединения обмотки треугольником конец первой фазы (С4) соединяют с началом второй (С2), конец второй фазы (С5) с началом третьей (СЗ), а конец третьей (С6) с началом первой (С1), а питание подается к попарно соединенным выводам обмоток. Соединение треугольником может быть выполнено и при соединении С1 с С5, С2 с С6 и СЗ с С4.

Для правильного включения обмоток фаз следует выводы соединить по схеме, приложенной к электродвигателю, либо по маркировке выводов в соответствии с изложенным.

Если данные отсутствуют, то правильность , соединения фаз можно определить при питании обмотки постоянным током или путем нескольких пробных включений двигателя после соответствующих переключений обмоток.

Определение соединения фаз обмоток постоянным током:
Способ определения фаз обмоток постоянным током является наиболее простым и удобным. Перед применением его необходимо разъединить фазы и мегомметром или контрольной лампочкой определить принадлежность концов обмотки к отдельным фазам.

Читайте также:  Индукционный регулятор напряжения - устройство, схемы, применение

Проверка соединения обмоток статора при помощи милливольтметра.

К обмотке одной из фаз подключают через рубильник источник постоянного тока (который выбирается таким, чтобы по обмотке проходил небольшой ток), батарейка или аккумулятор на 1,5 вольта.

В момент включения или отключения рубильника в обмотках двух других фаз будет наводиться электродвижущая сила, причем ее направление зависит от полярности концов обмотки фазы, в которую включен источник постоянного тока.

Если к условному «началу» присоединен плюс батареи, а к условному «концу» минус, то при отключении рубильника на других фазах будет плюс на «началах» и минус на «концах», что можно определить по направлению отклонения стрелки милливольтметра, подключаемого поочередно к выводным концам двух других фаз. При включении тока рубильником полярность на других фазах будет обратной указанной.

Определение соединения фаз обмоток методом пробных включений:
Методом пробного включения электродвигателя в сеть для установления правильности соединения фаз следует пользоваться лишь в случае невозможности применения первого способа, причем во избежание перегрева обмоток желательно при этом понизить питающие напряжение.

Проверка соединения выводов обмоток статора методом пробных включений.

Перед опытом при помощи мегомметра также определяют принадлежность концов обмотки к отдельным фазам и производят произвольную маркировку выводов, например: первой фазы 1 – 2, второй фазы 3 – 4 и третьей фазы 5 – 6.

После этого соединяют в звезду выводы 2 – 4 – 6, а к выводам 1 – 3 – 5 подводят ток (а). Если при таком соединении наблюдается указанная неисправность электродвигателя, то меняют местами выводы первой фазы 1 – 2, т. е. соединяют в звезду (выводы 1 – 4 – 6, а к выводам 2 – 3 – 5 подводят ток (б).

Если при таком переключении неисправность двигателя не будет устранена, то ставят на прежнее место выводы 1 – 2 первой фазы и поочередно меняют местами выводы 3 – 4 второй фазы (в) и выводы 5 – 6 третьей фазы (г).

Все четыре указанных соединения возможны, причем только одно из них является правильным. Так как опыт производится при соединении обмоток звездой, то при правильном включении обмоток в нулевой точке окажутся одноименные выводы, это и позволит правильно определить начала и концы фаз и в случае необходимости включить обмотки треугольником.

Если же ни при одном из вышеуказанных переключений неисправность не будет устранена, значит «перевернута» не полная фаза, а одна или несколько катушек.

Определение соединения фаз обмоток электродвигателя с фазным ротором:
При фазном роторе проверка правильности включения статорной обмотки может быть произведена, если электродвигатель питать со стороны ротора (при разомкнутом статоре) напряжением, не превышающим номинальное напряжение ротора, указанное на щитке электродвигателя.

При таком питании двигатель, оставаясь неподвижным, подобен трансформатору, первичной обмоткой которого является ротор, а вторичной статор. Включив ток в ротор, измеряют напряжение на зажимах статора. Правильным будет то соединение, при котором напряжения на зажимах статора будут симметричными.

 
Во время всех испытаний необходимо учитывать, что при питании одной из обмоток на второй может появиться опасное напряжение.

Источник:

Источник: http://energo.ucoz.ua/publ/53-1-0-598

Схемы включения трехфазных электродвигателей. Определение начала и конца обмоток

Здравствуйте уважаемые читатели и гости блога! В этом посте я хочу поговорить о схемах включения трехфазного электродвигателя в сеть и методе определения «начал» и «концов» статорной обмотки.

Вообще все выводы электродвигателей должны маркироваться(иметь бирки). Но не всегда в реале так бывает. Часто на практике бирок нет, а выводы беспорядочно торчат из коробки электродвигателя.

Как правило условные «начала» обмоток асинхронных электродвигателей помечают как С1, С2, С3, а соответствующие им «концы» как С4, С5, С6. Если двигатель является многоскоростным, то первая обмотка помечается 1С1….1С6, вторая как 2С1….2С6 и т.д.

Выводы обмоток маломощных машин маркируют краской разного цвета. Фазу «А» желтым цветом, фазу «В»- зеленым и «С»- красным. Концы обмоток имеют соответствующий цвет и покрашены сверху черным цветом.

Обмотки трехфазных асинхронных электродвигателей собирают по двум схемам: «звезда» и «треугольник».

Давайте разберемся, в каком случае обмотки нужно соединять по схеме «звезда» или «треугольник». Для этого нам нужен паспорт электродвигателя. Поищите алюминиевую табличку на корпусе электродвигателя. Это и есть его паспорт.

  На ней обычно указывают  127/220 или 220/380 Вольт. Если напряжение сети, в которую вы собираетесь включить электродвигатель, совпадает с большим из напряжений, приведенных на табличке, то обмотки нужно соединить по схеме «звезда». См.

рисунок ниже

Для этого все три конца или начала соединяют вместе, а оставшиеся выводы подключают к фазам сети.

Если же напряжение сети совпадает с одним из меньших, приведенных на табличке, то применяют схему соединения «треугольник». В этом случае выводы обмоток соединяются таким образом: конец первой обмотки соединяют с началом второй, конец второй с началом третьей, коней третьей с началом первой. Общие точки соединения подключают к сети к фазам.

Очень часто у многих трехфазных асинхронных электромоторов начала и концы обмоток выводятся на клеммную доску следующим образом, как показано на рисунке ниже

Здесь для соединения обмоток по схеме «звезда» необходимо замкнуть между собой три нижних зажима(можно и верхних) и подать к оставшимся зажимам фазы сети. Для соединения по схеме «треугольник» нужно по вертикали соединить пару зажимов и уже к ним подключить фазы сети. На рисунке ниже это показано.

Если вы хотите поменять направление вращения вала электродвигателя на противоположное, то поменяйте местами две любые фазы сети.

Теперь представим себе следующую ситуацию. Вы хотите подключить электромотор, открываете клеммную крышку и видите 6 выводов без каких либо обозначений и цвета. Что делать? Быстро закрыть крышку и бежать от такого электрооборудования подальше! )) Посадка кедровой сосны поможет сконцентрироваться. Ну а если серьезно, то есть три способа определения начал и концов обмоток.

Для начала необходимо определить пары выводов обмоток, принадлежащие разным фазам. Для этого можно воспользоваться контрольной лампой на 220 вольт, но безопаснее для этих целей использовать тестер в режиме измерения омического сопротивления (мультиметр). Более подробно я описывать этот процесс не буду, так как надеюсь, что азы вы какие-нибудь уже имеете за плечами.

И так теперь нам предстоит с вами определить согласованные выводы, начала и концы обмоток.

1 Метод трансформации. В чем суть метода? Смотрите рисунок ниже

Для этого к одной из обмоток подключают вольтметр переменного тока или контрольную лампу, а две других соединяют последовательно друг с другом и включают в сеть 220 вольт.

В случае, если конец одной обмотки соединен с началом другой, то общий магнитный поток будет направлен под углом 90 градусов к плоскости обмотки третьей фазы. При этом в ней будет наведена какая то величина эдс, которая вызовет свечение спирали лампы и показание вольтметра.

Когда же в общей точке соединенных последовательно двух фаз окажутся два начала или конца, то эдс наводиться не будет.Теперь вам нужно поменять местами выводы какой либо фазы и снова включить схему в сеть.

При появлении напряжения в третьей обмотке, пометьте бирками концы и начала двух последовательно соединенных обмоток. Далее соберите следующую схему на рисунке ниже

Включите вольтметр в цепь обмотки I и определите выводы начала и конца обмотки III по отношению к обмотке II.

Если у вас нет возможности использовать в качестве источника тока сеть 220 вольт, то можно вместо нее использовать аккумулятор или батарейки.

Тогда вместо контрольной лампы нужно применить чувствительный вольтметр(стрелочный). При этом сам способ определения остается неизменным, только подключение обмоток должно проводиться кратковременно.

Но  тут возникает опасность возникновения эдс самоиндукции величиной 200-300 вольт. Не забывайте об этом!

2 Метод подбора. Данный метод удобно использовать на практике, если мощность электродвигателя не превышает 5 кВт. Соедините по одному из выводов от каждой обмотки в общую точку, а на три оставшихся подайте три фазы сети.Если вы угадали и соединили в общую точку три конца или начала, то электромотор будет нормально работать .

Если же в общей точке оказалось два конца и одно начало, то электромотор будет сильно гудеть, плохо вращаться. В этом случае быстро отключите его от сети. Далее поменяйте местами выводы любой фазы и снова произведите включение в сеть.  Если мотор снова гудит и плохо вращается, то возвратите выводы на прежнее место и поменяйте местами две другие фазы и т.д.

В любом случае количество проб по данному методу- три.

3 Метод. Для определения начала и конца обмоток по третьему методу необходимо собрать схему открытого треугольника. Смотри рисунок ниже

Если в точках А и В соединены начала и концы обмоток, то вольтметр будет показывать примерно одинаковое напряжение на каждой обмотке. Если же одна из обмоток окажется «перевернутой»,напряжение на ней будет больше, чем на двух других. Всем пока и удачи в нелегком деле электрика!

Источник: http://andrejgrechuha.ru/sxemy-vklyucheniya-trexfaznyx-elektrodvigatelej-opredelenie-nachala-i-konca-obmotok/

Ссылка на основную публикацию