Текущий ремонт электродвигателей

Техническое обслуживание и текущий ремонт электродвигателей (стр. 1 из 2)

Реферат на тему:

«Техническое обслуживание и текущий ремонт электродвигателей»

СОДЕРЖАНИЕ

Техническое обслуживание (ТО) электродвигателей. 3

Текущий ремонт (ТР) электродвигателей. 3

Трехкратная пропитка обмоток лаком, модифицированным ингибиторами 7

Капсулирование лобовых частей электродвигателей. 8

Список использованных источников.. 13

Техническое обслуживание проводят на месте установки без демонтажа и разборки.

В объем ТО входят: очистка электродвигателя от пыли и грязи; проверка исправности заземления, крепления электродвигателя и его элементов, степени нагрева и уровня вибрации и шума, надежности контактных соединений; измерение сопротивления изоляции и устранение обнаруженных неисправностей. У двигателей с фазным ротором проверяют состояние контактных колец и щеточного механизма.

Сроки ТО электродвигателей зависят от характеристики помещений и рабочих машин, с которыми они работают.

ТО электродвигателей серий 4А, Д, АО2СХ проводят 1 раз в три месяца, кроме электродвигателей, установленных на зернодробилках, молотилках, прессах, измельчителях кормов (пыльные влажные помещения), для которых ТО осуществляют 1 раз в полтора месяца.

Такую же периодичность обслуживания имеют электродвигатели, работающие на открытом воздухе или под навесом. Для двигателей молочных вакуум-насосов и пастеризаторов (особо сырые помещения) ТО выполняют 1 раз в два месяца.

Периодичность ТО для электродвигателей серии АО2, установленных в сухих и влажных, а также сырых помещениях, для электродвигателей, используемых в пыльных и особо сырых помещениях, определена в соответствии с ППРЭ – системе планово-предупредительных ремонтов электрооборудования.

Проводят либо на месте их установки, либо на пункте технического обслуживания, в мастерской и т.д. Текущие ремонты на месте установки электрооборудования выполняют специализированные выездные бригады.

В соответствии с ППРЭ в объем текущего ремонта электродвигателя входят: очистка от пыли и грязи, отсоединение от питающих проводов и заземления, демонтаж на месте установки и разборка, очистка обмотки, измерение сопротивления изоляции обмотки и при необходимости сушка обмотки, промывка подшипников, проверка и их замена при необходимости, ремонт или замена поврежденных выводных проводов обмотки и клеммной панели, коробки выводов, сборка, смазка подшипников, испытание на холостом ходу, покраска и, при необходимости, установка электродвигателя на рабочее место, центровка с рабочей машиной и испытание под нагрузкой.

У электродвигателей с фазным ротором проверяют состояние контактных колец, при необходимости выполняют их проточку и шлифовку, регулируют щеточный механизм и, если нужно, заменяют щетки.

При сушке обмоток электродвигателя удаляется влага из пор и трещин обмотки, но сами трещины и поры в лаковой пленке сохраняются.

Значит, сохраняется вероятность довольно быстрого увлажнения обмотки электродвигателя при его «дыхании» в процессе эксплуатации, а следовательно, и вероятность пробоя.

Устранение пор и трещин лаковой пленки проводников обмотки позволяет избежать ее увлажнения на длительный срок. Трещины и поры могут быть устранены только пропиткой обмотки в лаке.

Пропитка обмотки повышает ее надежность, но усложняет технологию ремонта, требует наличия пропиточных ванн, емкостей для хранения лака и т.д. Кроме того, увеличивается время нахождения электродвигателя в ремонте, оно может оказаться больше времени простоя между рабочими циклами.

В этом случае потребуется замена ремонтируемого электродвигателя на резервный.

Поэтому необходимо в каждом конкретном случае перед текущим ремонтом проводить тщательную диагностику состояния электродвигателя и на основе полученных данных решать вопрос об объеме и месте проведения ремонта.

Периодичность текущих ремонтов электродвигателей серий 4А, Д, АО2СХ в соответствии с ППРЭ составляет 24 месяца, за исключением электродвигателей, установленных на молочных вакуум-насосах и пастеризаторах в особо сырых помещениях, в которых влажность превышает 98%, в этом случае периодичность текущих ремонтов составляет 18 месяцев.

Периодичность ТР электродвигателей серии А02 составляет 24 месяца для сухих, влажных (влажность до 75%) и сырых помещений и 18 месяцев для пыльных и особо сырых помещений (влажность до 98%), исключая электродвигатели зернодробилок, молотилок, прессов, измельчителей кормов, для которых периодичность-12 месяцев. Такую же периодичность ТР имеют электродвигатели серии АО2, работающие на открытом воздухе или под навесом.

Система ППРЭ определяет периодичность обслуживания и ремонта применительно к помещению и рабочей машине, для которых электродвигатель используют. Влияние режима работы электродвигателя на изменение характеристики изоляции обмотки при определении периодичности ТО и ТР не учитывается.

Кроме того, ППРЭ не учитывает срок эксплуатации электродвигателя. В соответствии с ППРЭ одинаковую периодичность имеют новый электродвигатель, впервые подвергавшийся ТО или ТР, и электродвигатель, уже неоднократно прошедший ТО и ТР.

Не оговаривается периодичность ТО и ТР электродвигателей, установленных на рабочие машины после капитального ремонта или модернизации.

В этих условиях возрастает значение диагностики электрооборудования и роль руководителей электротехнической службы хозяйства при составлении месячных и годовых графиков ТО и ТР электрооборудования.

Качественно выполненная диагностика электрооборудования хозяйства позволит скорректировать сроки проведения технического обслуживания и текущего ремонта электрооборудования.

При помощи диагностики можно выявить и вывести из работы для ремонта (модернизации) или для списания электрооборудование, выработавшее свой ресурс и имеющее предельно допустимые параметры надежности.

В результате ликвидируется опасность внезапного отказа электрооборудования и аварийной остановки технологического процесса.

Модернизация своевременно выведенного в ремонт электрооборудования позволит повысить его надежность и, как следствие, обеспечить непрерывность технологического процесса сельскохозяйственного производства.

В результате диагностики может быть принято решение об удлинении сроков между проведением ТО и ТР для электрооборудования, имеющего высокие параметры надежности, что позволит экономить затраты на проведение технического обслуживания электрооборудования.

Рассмотрим меры повышения эксплуатационной надежности электродвигателей.

Основные причины выхода из строя электродвигателей, используемых в сельскохозяйственном производстве: несоответствие тяжелым условиям среды; несоответствие или отсутствие защиты от неполнофазных режимов работы и аварийных перегрузок; недостаточный уровень эксплуатации.

Для устранения первой причины принимают следующие меры: выпускают электродвигатели повышенной надежности; модернизируют электродвигатели старых серий при ремонте; выносят электродвигатели за пределы влажной агрессивной среды.

Повышая надежность электродвигателей, заводы выпускают узкоспециализированные исполнения для условий сельскохозяйственного производства. Электродвигатели второй серии сельскохозяйственного исполнения АО2СХ хорошо себя оправдали в эксплуатации.

При работе в животноводческих помещениях срок службы электродвигателей сельскохозяйственного исполнения достигает 6…8 лет, а второй серии общепромышленного исполнения — всего 1…2 года.

В четвертой серии электродвигателей общепромышленного исполнения использованы те же изоляционные и активные материалы, что и в двигателях АО2СХ.

Поэтому электродвигатели серий 4А и А02СХ работают с одинаковой надежностью.

Отличие выпускаемых электродвигателей специализированного исполнения 4АСХ заключается только в анодировании или никелировании крепежных частей двигателя и более качественной окраске.

Модернизированные электродвигатели четвертой серии 4АМ обладают повышенной надежностью. Отечественная электропромышленность совместно со странами социалистического содружества приступила к выпуску новой серии двигателей АИ (интернациональной), характеристики и надежность которых еще более повышены.

Источник: http://MirZnanii.com/a/322052/tekhnicheskoe-obsluzhivanie-i-tekushchiy-remont-elektrodvigateley

Текущий ремонт (ТР) электродвигателя любой мощности в Москве и Московской области

Наша компания производит текущий ремонт электродвигателей. Его отличительная особенность – возможность отремонтировать двигатель на месте установки.

Это важно в случае сложности полного демонтажа и транспортировки агрегата для починки.

Если же таких ограничений нет, лучше текущий ремонт электродвигателя провести в условиях специальной мастерской, оснащённой необходимыми измерительными приборами и технологической оснасткой.

Периодичность проведения перемотки электродвигателя, его ремонта и восстановления определяется условиями эксплуатации, конструкцией электродвигателя, требованиями системы планово-предупредительных ремонтов (ППР) и составляет в среднем один раз в два года. Электродвигатели различных типов широко применяются в качестве силовых агрегатов в составе промышленного оборудования, в коммунальном хозяйстве, на транспорте, в бытовых устройствах.

В мастерских компании ПромЭлектроРемонт производится текущий ремонт:

  • взрывозащищённых,
  • взрывоопасных,
  • высоковольтных,
  • промышленных электродвигателей общего назначения.

Осуществляем восстановление бесколлекторных асинхронных (однофазных и трехфазных) и синхронных двигателей. Можем отремонтировать также электродвигатели постоянного тока.

Особенности текущего ремонта

В общем случае текущий ремонт электродвигателя начинается с общего осмотра. Перед этим его очищают щёткой и ветошью от пыли, масла, грязи. После этого производится демонтаж, разборка и ревизия (дефектация) комплектующих агрегата.

В асинхронных электродвигателях переменного тока особое внимание уделяют проверке сопротивления изоляции рабочих обмоток статора (и пусковой для однофазных), состояния короткозамкнутого ротора.

В синхронных дополнительно проверяют роторную обмотку возбуждения и цепи её питания.

В двигателях постоянного тока проводят ревизию состояния коллекторной контактной группы и обслуживают (ремонтируют) щёточно-коллекторный механизм. Большинство повреждений этого ответственного узла удаётся устранить в процессе проведения текущего ремонта электродвигателя.

Для электродвигателей всех типов проверяют смазку подшипников, состояние посадочных мест подшипников и вала, вентилятор, элементы кожуха, крепление. Производят ремонт клеммной коробки, выводов, повреждённых участков обмотки.

После устранения всех неисправностей электродвигатель собирают. Испытания проводят на холостом ходу и под номинальной нагрузкой.

Их продолжительность и порядок регламентируется технической документацией для конкретной модели агрегата с учётом реальных условий эксплуатации.

Средний ремонт электродвигателей

Как и текущий, средний ремонт электродвигателей производится в условиях ремонтной мастерской. В исключительных случаях (затруднительно демонтировать, транспортировать) его проводят на месте установки электросилового агрегата. В процессе среднего ремонта электродвигателя проводят работы в объёме текущего. Дополнительно к ним осуществляют такие технологические ремонтные операции:

  • промывка, пропитка, сушка, покрытие лаком обмоток;
  • выверка зазоров, проточка вала при необходимости;
  • восстановление посадочных мест подшипников;
  • замена фланцевых прокладок.

Проверяются, регулируются и восстанавливаются узлы пускорегулирующей аппаратуры (реле, тепловая защита). После сборки и стендовых испытаний производится финишная покраска отремонтированного изделия.

Со стоимостью работ текущего и среднего ремонтов электродвигателей и ценой комплектующих можно ознакомиться в прайс-листе.

Цены на текущий ремонт электродвигателей луюбой мощности

Мощность, (кВт) Частота вращения,об/мин
3000 1500 1000 750
До 1,5 2740 2806 3417 4057
2.2 3090 3245 4154 4897
3 3642 3901 4973 5179
4 5012 4652 5413 6804
5.5 5296 5301 5978 7511
7.5 6630 6919 7312 11021
11 8139 8147 9937 13182
15 12088 12049 11737 14803
18,5 13001 13345 15217 24450
22 15057 15805 23408 25522
30 17648 18202 25857 29275
37 23803 25949 30677 40080
45 29055 28737 38389 48070
55 34546 32811 41481 60759
75 44670 48812 64472 82899
90 47893 51078 78166 99898
110 67202 73052 95759 122517
132 80848 87962 114110 147423
160 98012 106439 138740 179116
200 123101 132548 173924 ———-
250 154120 167435 ———- ———
320 237156 ————— ———- ————
кВт 3000 об/мин 1500 об/мин 1000 об/мин 750 об/мин

КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАСЧЕТЕ:

  • Однофазные-1.5;
  • Иностранного производства -1.5;
  • Взрывобезопасные – 1.3;
  • Срочный – 1.5;
  • Двухскоростные – 1.5; Двухскоростные с независимыми обмотками – 2.
  • Старого образца типа АО, А, ВАО -1,5

Источник: https://remonteldv.ru/tekushhij-remont-elektrodvigatelya

Капитальный ремонт электродвигателей

Для проверки состояния двигателей, а также для повышения надежности и устранения неисправностей периодический проводят текущий и капительный ремонт электродвигателя.

В перечень работ входит

  • полная разборка с выемкой ротора,
  • осмотр,
  • чистка и
  • проверка статора,
  • устранение обнаруженных дефектов.

Специалисты осуществляют перебандажировку схемной части обмотки статора, покраску расточки статора и лобовых частей обмотки, переклиновку ослабевших клиньев. Также ремонт включает в себя проверку и промывку подшипников скольжения, проведения профилактических испытаний, замену подшипников качения.

Что касается текущего ремонта, то он представляет собой замену масла, измерение зазоров в подшипниках скольжения, добавление и замену смазки, осмотр в подшипниках качения сепараторов, обдувку и чистку ротора и статора при снятой задней крышке, а также осмотр обмоток.

Периодичность текущих и капитальных ремонтов устанавливается согласно местным правилам. Ремонт должен быть обоснован для каждой группы электродвигателей. Необходимо учитывать температуру, загрязненность окружающего воздуха, требования завода-изготовителя.

Все это позволяет выявить недостаточную надежность отдельных узлов.

Капитальный ремонт электродвигателей, которые правильно работают без перебоев и замечаний проводят во время ремонта основных агрегатов, на которые устанавливается техника, т.е. один раз в 5 лет.

Это позволяет обеспечить одинаковые уровни надежности двигателей и основного агрегата. Текущий ремонт проводиться раз в два года.

Для сокращения трудозатрат на работы по подготовке рабочего места и по центровке ремонт двигателя целесообразно совмещать с ремонтом механизма, на которого они установлены. Еще одним этапов ремонта является разборка двигателя.

Для разборки электродвигатель стропится на крюк подъемного устройства за ремболт, а также разворачивается на фундаменте и перемещается на свободное место. Капитальный ремонт электродвигателя включает снятие и установку полумуфты.

Для надежной работы в большинстве случаев полумуфты устанавливают с напряженной посадкой. Диаметр отверстия в полумуфте равен номинальному диаметру выступающего конца вала и превышает его на 0,03-0,04 мм. Снятие полумуфт лучше всего производить с помощью съемника.

Установка данного элемента на вал крупных двигателей производят с подогревом до 250°С, когда оловянные пруток начинает плавиться.

Читайте также:  Прозвонка и подключение кабеля к оборудованию

После снятия полумуфты замеряют зазоры между ротором и статором, а также в подшипниках. Отклонение от среднего значения зазора не может превышать ±10 %.При наличии над электродвигателем монорельса или крана ввод и выемку ротора в статор проще всего производить с использованием скобы.

На конец вала ротора надевается скоба ступицей, а также стропится на крюк подъемного устройства. После этого ротор выводят из статора и укладывают в удобном месте. Также в ремонт входит осмотр двигателя и статора.

При осмотре активной стали необходимо удостовериться в плотности прессовки, проверить прочность крепления в каналах распорок.

При слабой прессовке происходит вибрация листов, за счет чего разрушается межлистовая изоляция стали, а также местный нагрев обмотки. Зубцы истираются, портится обмотка статора.

Листы от длительной вибрации могут отломиться, врезаться в пазовую изоляцию обмотки статора. Уплотнение листов проводится с помощью закладки листочков слюды с забивкой гетинаксовых клиньев и с лаком.

При осмотре ротора проверяют состояние вентиляторов и креплений, плотность посадки в пазах стержней обмотки, обрыва стержней, отсутствие трещин.

Источник: http://www.peremotka2.ru/kapitalnyj_remont_ehlektrodvigatelej

Текущий ремонт электродвигателей

Таблица 1. Дефектация деталей электродвигателей

Износы и повреждения деталей, указания по выбраковке Способы обнаружения износов и повреждений Способ ремонта
Обмотки статора и ротора
1. Незначительные повреждения изоляционного покрытия лобовых частей обмотки статора или фазного ротора. Обмотка статора выбраковывается и электродвигатель подлежит капитальному ремонту при наличии:значительных механических повреждений изоляции лобовых частей обмотки; почернения и обугливания обмотки или отдельных ее частей. Осмотр Нанесение лака на поврежденные участки
2. Обрыв или ослабление бандажей лобовых частей обмотки. Осмотр Замена бандажей
3. Механические повреждения отдельных участков изоляции выводных проводов обмотки статора. Осмотр Изолирование мест повреждений
4. Трещины или повреждения изоляции по всей длине выводных проводов обмотки статора. Осмотр Замена выводного провода
5. Увлажнение изоляции обмотки статора или фазного ротора.Сушке подлежат обмотки статора и фазного ротора, имеющие сопротивление изоляции менее 0,5 МОм при 293°К (20°С).Обмотки статора или фазного ротора подлежат замене при капитальном ремонте электродвигателя, если после сушки сопротивление изоляции составляет менее 0,5 МОм при 293°К (20°С). Измерение сопротивления изоляции Сушка изоляции обмоток, пропитка, сушка после пропитки
6. Ослабление пазовых клиньев в пазах. Клинья выбраковываются, если при постукивании по ним молоточком в продольном направлении через наставку наблюдается их перемещение или при легких ударах по клиньям в радиальном направлении — вибрация. Осмотр, проверка крепления пазовых клиньев Замена клиньев
7. Нарушение пайки проволочных бандажей лобовых частей обмотки фазного ротора. Осмотр Пайка бандажей
Активная сталь статора и ротора
8. Коррозия, следы задевания ротора за активную сталь статора. Осмотр Зачистка и нанесение лака
9. Вмятины на поверхности пакета активной стали статора или ротора. Осмотр Зачистка и нанесение лака
Станина статора
10. Излом лап. Осмотр Капитальный ремонт
11. Трещины на корпусе. Осмотр Капитальный ремонт
12. Забоины на резьбе в отверстиях под болты и винты. Осмотр Калибровка резьбы метчиком
13. Износ или срыв резьбы в отверстиях под болты крепления подшипниковых щитов, кожуха вентилятора и коробки выводов. Осмотр, проверка резьбы новым болтом Установка резьбовых вставок, перерезание резьбы на больший размер
14. Забоины и заусенцы на посадочных местах под подшипниковые щиты. Осмотр Зачистка забоин и заусенцев
Короткозамкнутый ротор
15. Излом вентиляционных лопаток. Осмотр Капитальный ремонт
16. Трещины на короткозамыкающих кольцах. Осмотр Капитальный ремонт
17. Износ посадочного места под подшипники. Диаметр посадочных мест под подшипники измеряют в случае свободного перемещения внутреннего кольца подшипника относительно вала. Ротор подлежит капитальному ремонту, если диаметр посадочного места под подшипник меньше допустимого значения. Измерение диаметра посадочного места микрометром Капитальный ремонт
Фазный ротор
18. Износ поверхности контактных колец, наличие канавок. При износе контактных колец до диаметра, меньше допустимого, ротор подлежит капитальному ремонту. Осмотр, измерение диаметра контактного кольца штангенциркулем Протачивание и шлифовка колец
19. Шероховатости, пятна от подгорания, мелкие царапины на поверхности контактных колец. Осмотр Шлифование поверхности колец
20. Биение колец (определяется до разборки электродвигателя). Биение колец не должно превышать 0,3 мм. Измерение величины биения индикатором часового типа Протачивание на токарном станке в центрах и шлифование колец
21. Повреждение изоляции контактных шпилек (электродвигатели типа АК). Изоляция шпильки подлежит замене, если сопротивление изоляции менее 4 МОм при температуре 288°К (15°С) и при наличии следов механического повреждения изоляции. Измерение сопротивления изоляции мегомметром на 500 В Замена изоляции шпильки
22. Перекрытие изоляции между контактными кольцами дугой. Осмотр Зачистка поврежденного участка и нанесение на него слоя лака
Подшипники
23. Трещины или повреждения, коррозия на телах качения, беговых дорожках, сепараторах подшипников. Подшипники выбраковывают при наличии на кольцах, шариках и роликах трещин и выкрашивания металла; при наличии на беговых дорожках цветов побежалости, выбоин и лунок; при наличии на беговых дорожках, шариках или роликах коррозии, отслоений металла, глубоких рисок; при наличии на сепараторе трещин, забоин и вмятин, отсутствии или ослаблении заклепок.Исправный подшипник должен вращаться легко, без заметного притормаживания и заедания. При вращении должен слышаться глухой шипящий звук. Наличие резкого металлического дребезжания при вращении подшипника не допускается. Перед проверкой на вращение подшипники промывают в бензине с добавкой 10% автола или дизельного масла. Осмотр Замена подшипников
24. Износ подшипников.Подшипники подлежат замене, если их радиальный зазор превышает допустимый при текущем ремонте. Измерение радиального зазора подшипников Замена подшипников
Щеточный механизм
25. Излом пружины щеткодержателя. Осмотр Замена пружины
26. Ослабление нажатия пружины щеткодержателей. Пружины подлежат замене, если их нажатие на щетки меньше допустимого значения. Осмотр, измерение натяжения пружины динамометром Замена пружины
27. Пробой или механическое повреждение изоляции пальца щеткодержателя. Следы пробоя или механического повреждения на изоляции пальца не допускаются. Осмотр Замена изоляции
28. Срыв резьбы на пальце щеткодержателя. Срыв более одной нитки резьбы не допускается. Осмотр Нарезание резьбы
29. Трещины, сколы или излом пальца щеткодержателя. Осмотр Замена пальца
30. Износ или обгорание внутренней поверхности щеткодержателя. Осмотр Замена щеткодержателя
31. Наплывы металла на обойме щеткодержателя. Осмотр Зачистка поверхности
32. Сколы и трещины на рабочей поверхности щетки. Осмотр Замена щетки
33. Износ щетки по высоте. Высота щеток должна быть не менее допустимого значения. Измерение высоты щетки штангенциркулем Замена щетки
34. Износ боковых поверхностей щетки. Зазор между щеткой и обоймой должен быть в пределах от 0,2 до 0,5 мм в направлении оси электродвигателя и в пределах от 0,06 до 0,3 мм в направлении вращения ротора. Измерение зазора между щеткой и обоймой щупами Замена щетки
35. Оплавление или излом наконечника токопроводящего проводника щетки. Осмотр Замена наконечника
Подшипниковые щиты и крышки подшипников
36. Сколы и трещины на щите. Осмотр Капитальный ремонт
37. Забоины на посадочных местах под корпус статора. Осмотр Зачистка
38. Повреждение уплотнительных колец (электродвигатели 4А 71, 90, 100 и АО2-СХ). Осмотр Замена колец
39. Повреждение или износ манжетных уплотнений вала (электродвигатели АО2-СХ). Осмотр Замена уплотнений
Коробка выводов
40. Трещины на поверхности коробки или крышки. Осмотр Замена коробки или крышки
41. Обгорание контактных болтов клеммной колодки. Осмотр Замена болтов
42. Обгорание поверхности клеммной колодки. Допускается обгорание не более 10% поверхности клеммной колодки. Осмотр Замена колодки
Кожух вентилятора и контактных колец
43. Вмятины на кожухе вентилятора или контактных колец. Осмотр Рихтовка
44. Трещины и разрывы на кожухе. Осмотр Заварка
Окраска электродвигателя
45. Повреждение окраски поверхности электродвигателя. Осмотр Окраска электродвигателя

Таблица 2. Номинальные и допустимые значения диаметров посадочных мест под подшипники на валах электродвигателей

Тип электродвигателя Частота вращения, об/мин Диаметр посадочного места под подшипники, мм
номинальный допустимый
4АА56 Все частоты вращения 12 ±0,006 11,99
4АА63 15 ±0,006 14,99
4А71 20 +0,017/ +0,002 19,99
4А80, 4А90 25 +0,017/ +0,002 24,99
4А100 30 +0,017/ +0,002 29,99
4А112 3000 35 +0,020/ +0,003 34,98
1500 34,99
1000
750
4А132 3000 45 +0,020/ +0,003 44,98
1500 44,99
1000
750
4А160 3000 50 +0,020/ +0,003 49,98
1500 49,99
1000
750
4А180 3000 60 +0,023/ +0,003 59,98
1500 59,99
1000
750
4А200 3000 65 + 0,023/ + 0,003 64,98
1500
1000 64,99
750
4А225 3000 70 + 0,023/ + 0,003 69,98
1500
1000 69,99
750
4А250, 4А280 Все частоты вращения 85 +0,026/ +0,003 84,98
4А315, 4АН315 95 +0,026/ +0,003 94,98
4А355, 4АН355 110 +0,026/ +0,003 109,98
Электродвигатели А2, АО2 и АОЛ2
1 габарит Все частоты вращения 20 +0,017/ +0,002 19,99
2 габарит 25 +0,017/ +0,002 24,99
3 габарит 30 +0,017/ +0,002 29,99
4 габарит 3000 40 +0,020/ +0,003 39,98
1500 39,99
1000
5 габарит 3000 45 +0,020/ +0,003 44,98
1500
1000 44,99
750
6 габарит Все частоты вращения 45 +0,020/ +0,003 44,98
7 габарит 3000 55 +0,023/ +0,003 54,97
1500 54,98
1000
750
8 габарит 3000 70 +0,023/ +0,003 69,97
1500 69,98
1000
750
9 габарит 3000 85 +0,026/ +0,003 84,97
1500
1000 84,98
750
Электродвигатели серии АК
3 габарит Все частоты вращения 20 +0,017/ +0,002 19,99
4 габарит 3000 30 +0,017/ +0,002 29,98
1500
1000
5 габарит Все частоты вращения 40 +0,020/ +0,003 39,98
6 габарит 50 +0,020/ +0,003 49,98
7 габарит 60 +0,020/ +0,003 59,98
8 габарит 3000 70 + 0,023/ + 0,003 69,97
1500 69,98
1000
7500
9 габарит 3000 85 +0,023/ +0,003 84,97
1000 84,98
750

Таблица 3. Номинальные и допустимые значения диаметра контактных колец

Тип электродвигателя Диаметр контактного кольца, мм
номинальный допустимый
АК, габарит 5 73 68,0
АОК2, габарит4и5
АК, АОК2, габарит 6 80 75,0
АК, габарит 7 120 110,80
АК, габарит 8 122 112,80
АОК2, габарит7и8 84 74,0

Таблица 4. Номинальные, допустимые при текущем ремонте и предельные значения радиального зазора подшипников электродвигателей

Номер подшипника Тип электродвигателя Частота вращения, об/мин Радиальный зазор, мм
номинальный допустимый предельный
6-180501 4АА56 Все частоты вращения 0,003—0,018 0,03 0,04
4АА63 3000 0,04 0,05
1500, 1000 0,03 0,04
6-180502 4А71 3000 0,003—0,018 0,07 0,08
1500—750 0,03 0,04
6-180604 4А80, 4А90 3000 0,005—0,020 0,07 0,08

Источник: http://www.eti.su/articles/spravochnik/spravochnik_1817.html

Сроки и объем ремонта электродвигателей

Ремонт высоковольтных электродвигателей

Хоть какой электродвигатель, каким бы надежным он ни был, временами должен разбираться для осмотра, проверки и ремонта.

При долговременной работе в нем могут показаться раз­личные недостатки. Если их вовремя не убрать, то электродвигатель выйдет из строя аварийно с такими повреждениями, при которых придется стопроцентно заме­нить обмотку. В не­которых случаях повреждения могут оказаться на­столько большенными, что вернуть электродвигатель будет невозможно и его придется списать в металлолом.

Чем надежнее сделан электродвигатель, чем легче условия его работы, чем лучше надзор и уход за ним, тем меньше возможность возникновения изъянов в нем и тем пореже придется чинить его.

Но совершенно отрешиться от проведения предупредитель­ного ремонта электродвигателей нельзя. В любом элек­тродвигателе имеются подшипники качения либо подшип­ники скольжения.

Расчетный срок службы подшипников качения в среднем не превосходит 8 000 – 10 000 ч,что со­ставляет чуток больше 1-го года непрерывной работы. На практике подшипники качения нередко служат и боль­ше этого срока.

Но гарантировать высшую надежность при сверхсрочной работе шарикоподшипников и роли­коподшипников нельзя. Потому если не поменять, то по последней мере проверить подшипник, отработавший га­рантированное число часов, нужно.

Ремонт высоковольтных электродвигателей синхронных и асинхронных

Читайте также:  Трансформаторы тока - принцип работы и применение

В подшипниках скольжения при работе из-за выра­ботки возрастает зазор меж шеей вала и вкла­дышем.

Если величина этого зазора затмит макси­мально допустимую нормами, то может повыситься вибрация ротора, а при предстоящем срабатывании вкла­дыша, ротор заденет за статор.

Большое повреждение электродвигателя в данном случае безизбежно. Потому нужно смотреть за величиной зазора в подшипниках и вовремя создавать перезаливку сработавшихся вкладышей.

Проверка и тем паче подмена подшипника качения либо неразъемного подшипника скольжения требуют отсоединения электродвигателя от приводимой машины либо механизма, развертывания электродвигателя на фундаменте, снятия с него полумуфты и торцовых кры­шек.

Для полной проверки электродвигателя после снятия торцовых крышек остается вытащить ротор, что при нали­чии приспособлений для выемки ротора огромного труда не составляет.

Выемка ротора для полной проверки нужна, потому что некие недостатки статора и ротора можно обна­ружить только при вынутом роторе.

Ремонт электродвигателя с полной разборкой назы­вается серьезным ремонтом.

В объем полгого ремонта, не считая полной разборки” входят: очистка, осмотр и проверка статора и ротора устранение выявленных изъянов (к примеру, перебандажировка схемной части обмотки статора, подмена: ослабевших клиньев и т. д.) покраска, если нужно, лобовых частей обмотки и расточки статора, ротора, про­мывка и проверка подшипников, если нужно, пере­заливка подшипников скольжения либо подмена подшип­ников качения; проведение профилактических испытаний.

Не считая ремонта электродвигателя с полной разборкой, делается так именуемый текущий ремонт,при кото­ром заменяется смазка и измеряются зазоры в подшип­никах скольжения либо добавляется смазка и осматри­ваются сепараторы в подшипниках качения, произво­дятся очистка и обдувка статора и ротора от пыли при снятой задней крышке, делается осмотр обмоток и стали в доступных местах.

Ремонт коллектора

В какие же сроки должен выполняться ремонт электродвигателей?

По (ПТЭ) серьезный ре­монт с выемкой ротора электродвигателей ответственных устройств, работающих в томных критериях по тем­пературе и загрязненности окружающего воздуха, дол­жен выполняться не пореже 1 раза в 2 года. Для электродвигателей, работающих в обычных критериях, срок полгого ремонта устанавливается зависимо от местных критерий. Периодичность теку­щего и серьезного ремонтов устанавливается основным инженером.

Ответственными принято считать такие механизмы, отключение которых может вызвать остановку либо сни­жение нагрузки котла, турбины либо сделать опасность повреждения их.

К числу ответственных устройств относятся дымо­сосы, дутьевые и мельничные вентиляторы, вентиляторы первичного воздуха, питательные, конденсатные и цир­куляционные насосы, двигатель-генераторы и ряд дру­гих устройств. В неких случаях к числу ответ­ственных относятся также сетевые насосы.

Роль и значение обозначенных устройств действитель­но велика.

К примеру, отключение дымососа, дутьевого вентилятора либо вентилятора первичного воздуха при­ведет в наилучшем случае к понижению нагрузки либо пол­ной остановке котла, а в худшем, если откажет блоки­ровка, и к взрыву в котле.

Отключение питательного насоса при отказе автоматического включения резерв­ного насоса приведет к остановке котла, а при промед­лении с остановкой котла – и к его повреждению из-за упуска воды.

Фактически большая часть больших электродвигате­лей, установленных на электростанции, являются ответ­ственными. Исключение составляют электродвигатели мельниц, дробилок, компрессоров и некие другие.

Их отключение не вызовет незамедлительного понижения на­грузки и повреждения котла и турбины.

Но при вы­ходе из строя этих электродвигателей на время их ре­монта либо подмены на электростанции может сложиться аварийное положение, время от времени со понижением нагрузки.

Цех по ремонту электродвигателей

Деление электродвигателей на ответственные и не­ответственные оправдано при решении вопроса о том, какие из их следует обеспечить самозапуском в момент восстановления напряжения на собственных нуждах по­сле аварийного положения, а какие можно при всем этом отключить, чтоб облегчить запуск ответственных двига­телей. При определении сроков ремонта разделять средние и большие электродвигатели на ответственные и не­ответственные навряд ли целесообразна. Не стоит забывать, что выход из строя электродвигателя мощностью в несколько сотен кв, где бы он ни находился установлен, то большой вред производству

Полностью разумеется, что рисковать выходом такового электродвигателя из строя из-за несвоевременного пре­дупредительного ремонта неприемлимо. Потому все средние и большие электродвигатели при определении сроков меж ремонтами целесообраз­но считать ответственными.

В отношении маленьких движков (мощностью до 100 квт) следует придерживаться другого подхода.

Возможность возникновения устранимых изъянов в обмотке статора и ротора этих движков по сравне­нию с более большими движками существенно ниже.

Недостатки в шарикоподшипниках и роликоподшипниках этих движков, обычно, развиваются медлительнее, чем в больших, и их можно заранее обнару­жить и убрать, не доводя дело до выхода электро­двигателя из строя.

В конце концов, если и произойдет повреж­дение мотора, то цена его перемотки по сравне­нию со ценой перемотки больших электродвигате­лей невелика.

Потому для маленьких электродвигателей при опреде­лении сроков меж ремонтами следует учесть, на каких они механизмах установлены — на ответственных либо нет.

Если они установлены на ответственных механизмах, то сроки меж ремонтами должны обеспечить надеж­ную и бесперебойную работу этих электродвигателей от ремонта до ремонта. В неприятном случае дело может кончиться суровой катастрофой.

К примеру, аварийный вы­ход из строя маленького электродвигателя насоса остывания генератора при отсутствии резерва может привести к понижению нагрузки либо остановке генера­тора, а выход электродвигателя хоть какого маслонасоса к повреждению большого агрегата, на котором установ­лен маслонасос.

Для маленьких электродвигателей неответственных ме­ханизмов ремонт можно создавать только при обна­ружении какого-нибудь недостатка, либо, как молвят, при необходимости.

Произведена полная подмена обмотки

Итак, по ПТЭ периодичность серьезного и теку­щего ремонта электродвигателей зависимо от усло­вий их работы устанавливается основным инженером.

Какими же соображениями следует руководствовать­ся при подготовке решения головного инженера?

Можно поступить просто. Всем электродвигателям, независимо от критерий их работы, делать полный ремонт 1 раз в год. Ранее так и поступали. Но такое решение будет неверным. Очень частая разборка и сборка электродвигателей не только лишь не повысит их надежность, но при недостаточно высочайшем качестве ре­монта может привести к оборотному результату.

При не­осторожной разборке может быть допущено задевание ротором либо торцовой крышкой за обмотку и поврежде­ние ее. Могут быть повреждены подшипники при непра­вильном набивании полумуфты. Эти повреждения не всегда обнаруживаются, и в итоге электродвига­тель выходит из строя через недолговременное время после ремонта.

Потому упор необходимо делать не на более нередкий ремонт, а на более высочайшее качество его прове­дения.

Не стоит забывать и головного: очень нередкий ре­монт приведет к ненадобным, неоправданным трудовым и вещественным затратам на ремонт электродвигателей.

Но из произнесенного не следует делать вывод, что во всех случаях полный ремонт 1 раз в год не нужен.

К примеру, для вновь смонтированных электродвига­телей, в особенности средней и большой мощности, 1-ый полный ремонт имеет прямой смысл проводить че­рез год с начала эксплуатации.

Древесные клинья в пазах статора и прокладки под ними, если они сделаны из недостаточно сухого ма­териала, за этот период времени успеют высохнуть и начнут вы­падать.

Из-за высыхания и механических воздействий от пусковых токов и токов нагрузки могут ослабеть креп­ления лобовых частей.

За год успеют проявиться и будут выявлены при разобранном движке большин­ство других изъянов, которые были бы допущены при изготовлении электродвигателя на заводе.

Подмена обмотки якоря

В конце концов, при осмотре разобранного электродвигателя будет установлено, как очень он запылился, не перегревался ли, не попадает ли на обмотку масло из подшипников, как работали подшипники и т. д. По ре­зультатам осмотра будет приниматься решение о перио­дичности последующих ремонтов.

Срок выполнения следующих серьезных ремон­тов, если электродвигатель работает нормально и заме­чаний по нему нет, обычно, будет определяться со­стоянием его подшипников.

При подшипниках скольжения решающим является величина зазора меж вкладышем и валом. Срок служ­бы подшипников скольжения колеблется в огромных пре­делах: от одного-двух лет до 10.

Указать заблаговременно, через сколько лет придется переза­ливать вкладыши подшипников, и найти тем срок полгого ремонта электродвигателей не пред­ставляется вероятным.

Нужно временами 1 раз в год замерять за­зоры в подшипниках электродвигателя и, если они воз­росли до величины, близкой к очень допустимой, предугадывать на последующий год полный ремонт этого электродвигателя. Если зазор возрос за ко­роткий просвет на огромную величину, то капиталь­ный ремонт следует выполнить при наиблежайшей возмож­ности.

Фактически полный ремонт электродвигателей с подшипниками скольжения почти всегда до­статочно создавать 1 раз в 3 года и, судя по успеш­ному опыту эксплуатации на ряде электрических станций, еще пореже. По-видимому, для таких электродвигателей целе­сообразно перебегать на полный ремонт при необходимости и только 1-ый ремонт создавать че­рез год с начала эксплуатации.

При определении периодичности серьезного ремон­та электродвигателей с подшипниками качения должны учитываться число часов работы электродвигателя в году и его быстроходность.

Для быстроходных электродвигателей (1 500 и осо­бенно 3 000 об/мин) полный ремонт должен произ­водиться по истечении 8 000 – 10 000 ч работы. При всем этом целенаправлено подшипники, отработавшие при 3 000 об/мин 8 000- 10 000 ч,подменять на новые, если в их даже не будет найдено наружных изъянов.

Ремонт компрессорных электродвигателей

Для электродвигателей со скоростью 1000 об/мин и наименее полный ремонт допустимо создавать 1 раз в 3 года. Подшипники, не имеющие наружных изъянов, в данном случае можно оставлять на последующий срок.

Если в электродвигателе при его работе будут обна­ружены недостатки, как, к примеру, утечка масла из под­шипника и попадание его на обмотку, либо произойдет забивание каналов вентиляции пылью, грязюкой, что приведет к завышенному нагреву активной стали и обмотки, то полный ремонт должен быть выполнен при первой способности.

Полный ремонт электродвигателей лучше (но не непременно) кооперировать с проведением капи­тального ремонта основного агрегата (котла, турбины, насоса), к которому эти движки относятся.

В данном случае ремонт может быть выполнен в довольно про­должительный срок, без спешки и, как следует, более отменно.

Не считая того, при всем этом миниатюризируется число операций по выводу электродвигателей в ремонт, отпа­дает необходимость в дополнительной центровке элек­тродвигателей с агрегатом.

Для маленьких электродвигателей (мощностью до 100 квт), установленных на ответственных механизмах, полный ремонт довольно создавать 1 раз в 2 – 3 года. Для электродвигателей мощностью до 100 квт, установленных на неответственных агрегатах, полностью допустимо создавать полный ремонт только при обнаружении какого-нибудь недостатка (по мере необходи­мости).

Текущий ремонт средних и больших электродвигате­лей следует создавать 1 раз в год.

Для маленьких электродвигателей периодичность теку­щего ремонта определяется на основании результатов наблюдения за состоянием смазки в подшипниках.

Периодичность обдувки электродвигателей от пыли должна устанавливаться зависимо от критерий их работы.

С. А. Мандрыкин  ” Библиотека электромонтера ”

Источник: http://elektrica.info/sroki-i-ob-em-remonta-e-lektrodvigatelej/

Работы по ТО и ремонту электрических машин

Ремонт электродвигателей в городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Челябинск, Пермь, Казань, Красноярск

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание для всех видов электрических машин, находящихся в эксплуатации, включает в себя операции нерегламентированного и регламентированного обслуживания.

При ТО производятся следующие работы: мелкий ремонт, не требующий специальной остановки машины и осуществляемый во время перерывов в работе технологических установок с целью своевременного исправления незначительных дефектов, в том числе: подтяжка контактов и креплений; смена щеток; регулировка траверс, устройств, обеспечивающих выходные параметры генераторов, умформеров и преобразователей; регулировка защиты; протирка и чистка доступных частей машины (наружных поверхностей, колец, коллекторов и т. д.); повседневный контроль выполнения ПТЭ и инструкций заводов-изготовителей, в частности, контроль нагрузки, температуры подшипников, обмоток и корпуса, а для машин с замкнутой системой вентиляции – температуры входящего и выходящего воздуха; контроль наличия смазки; проверка отсутствия ненормальных шумов и гула, а также отсутствия искрения на коллекторах и кольцах; повседневный контроль исправности заземления; отключение электромашин в аварийных ситуациях;

участие в приемо-сдаточных испытаниях после монтажа, ремонта и наладки электрических машин и систем их защиты и управления.

Для взрывозащищенных электродвигателей дополнительно производится: проверка состояния взрывонепроницаемой оболочки; затяжка креплений болтов, гаек, охранных колец;

проверка исправности вводных устройств, наличия элементов уплотнения и закрепления кабелей.

Для электродвигателей, работающих в подземном варианте, производится: очистка дренажных отверстий во фланцах для выпуска масла и вывинчивание винтов нижних смазочных отверстий, проверка системы подвода и отвода воды;

проверка наличия уплотнительных резиновых колец, заглушек и изоляторов, токоведущих зажимов вводных устройств и кабелей всех размеров.

Читайте также:  Блоки питания для устройств промышленной автоматики

Типовая номенклатура ремонтных работ при текущем ремонте

Типовая номенклатура работ при текущем ремонте электрических машин включает в себя все операции ТО и, кроме того:
электродвигатели асинхронные с короткозамкнутым ротором: частичная разборка электродвигателя; проверка исправности работы и крепления вентилятора; проточка шеек вала ротора и ремонт «беличьей клетки» (при необходимости); проверка зазоров; смена фланцевых прокладок и закладка смазки в подшипники качения; замена изношенных подшипников качения, промывка подшипников скольжения и, при необходимости, их перезаливка; восстановление заточек у щитов электродвигателя; сборка электродвигателя с испытанием на холостом ходу и в рабочем режиме; проверка креплений машины и исправности заземлений; электродвигатели асинхронные с фазным ротором: разборка электродвигателя; устранение поврежденных мест обмоток статора и ротора без их замены; промывка механических узлов и деталей электродвигателя; замена неисправных пазовых клиньев и изоляционных втулок; пропитка и сушка обмоток; покрытие обмотки покрывным лаком; проверка исправности и крепления вентилятора; при необходимости – проточка шеек вала ротора, проверка зазоров, смена фланцевых прокладок, промывка и закладка смазки в подшипники качения, замена изношенных подшипников качения, промыва подшипников скольжения и при необходимости их перезаливка, восстановление заточек у щитов электродвигателя, проточка и шлифовка колец, при необходимости – их замена, регулирование и крепление траверсы щеткодержателя, ремонт щеточного механизма, замена щеток, сборка электродвигателя с испытанием на холостом ходу и в рабочем режиме, проверка креплений электродвигателя и исправности заземления;

электродвигатели асинхронные высоковольтные и синхронные:

разборка электродвигателя и осмотр его деталей; ремонт изоляции обмоток, пропитка и сушка; замена неисправных клиньев, крепящих обмотку; замена износившихся бандажей, замена щеток, осмотр и проверка работы пусковых устройств электродвигателя; замер зазоров между ротором и статором; сборка электродвигателя и испытание (пробные пуски);

электрические машины постоянного тока:

проверка доступных креплений, состояния коллектора и щеткодержателей; проверка состояния всего вспомогательного оборудования на машине; разборка электромашины; проверка состояния подшипников, шеек вала с измерением зазоров, изоляции подшипников, смена смазки; продороживание коллектора, снятие фасок пластин, шлифовка коллектора, ремонт щеткодержателей, замена изношенных щеток, проверка обмоток и бандажей с замером сопротивления изоляции; проверка состояния пазовых клиньев, бандажей, распорок уравнителей, нажимных планок, обмоткодержателей; проверка состояния паек якоря методом падения напряжения; восстановление лаковых покрытий обмоток и других частей; измерение зазоров междужелезного пространства и сборка машины;

проверка состояния заземления корпуса машины; испытание в работе.

Для взрывозащищенных электродвигателей дополнительно производится: проверка взрывозащитных поверхностей фланцев и их уплотнений, проверка качества уплотнения кабеля, соответствия размеров уплотнительного кольца диаметру расточки ввода;

проверка сопротивления изоляции электродвигателя, состояния контактных колец, щеткодержателей и щеток (для электродвигателей с контактными кольцами), контроль ширины взрывонепроницаемых щелей (зазоров) между крышками и корпусом.

Типовая номенклатура ремонтных работ при капитальном ремонте

Типовая номенклатура работ при капитальном ремонте электрических машин включает в себя все операции текущего ремонта и, кроме того:
электродвигатели асинхронные с короткозамкнутым ротором: полная разборка электродвигателя с полной или частичной заменой обмоток; проточка шеек вала или замена вала ротора; балансировка ротора; замена вентилятора и фланцев; сборка электродвигателя и испытание его под нагрузкой;

электродвигатели асинхронные с фазным ротором:

полная разборка электродвигателя с полной или частичной заменой обмоток статора и ротора; замена при необходимости вала ротора; переборка колец; балансировка ротора; ремонт замыкающего и контактного устройств; замена вентилятора и фланцев; замена щеточного механизма;

сборка и окраска электродвигателя и испытание его под нагрузкой; электродвигатели асинхронные высоковольтные и синхронные:

полная разборка электродвигателя и устранение обнаруженных дефектов; выемка ротора, ремонт ротора (железа ротора и обмотки или стержней клетки и контактных колец); ремонт подшипников; ремонт статора (железа статора и обмотки); замена (частичная или полная) обмоток (катушек полюсов) при необходимости; измерение и испытание электрической прочности изоляции обмоток; ремонт воздухоохладителя и системы охлаждения; сборка электродвигателя и испытание в рабочем режиме;

электрические машины постоянного тока:

полная разборка электрической машины; промывка узлов и деталей; замена неисправных пазовых клиньев и изоляционных обмоток или их ремонт с последующей не менее чем двухкратной пропиткой; правка, проточка шеек или замена вала ротора и ремонт «беличьей клетки»; ремонт или изготовление подшипниковых щитов и фланцев; переборка контактных колец или коллектора; ремонт и регулировка щеточных механизмов; полная пропайка «петушков»; замена вентилятора и крепежных деталей; проверка крепления активного железа на валу и в статоре и его ремонт при необходимости; сборка и окраска электрической машины, испытание в соответствии с ГОСТ для новых машин. Для электромашин мощностью более 200 кВт – разборка машины с выемкой якоря или сдвигом магнитной системы, производство измерений и испытаний в целях выявления дефектов; чистка и пропитка, сушка и покраска обмоток; подтяжка и проточка коллектора, перезаклиновка якоря и замена стальных бандажей, перезаливка или замена подшипников; при необходимости – полная или частичная перемотка обмоток машины, переборка или замена коллектора; балансировка якоря; сборка машины;

внешняя окраска, испытание машины на холостом ходу и под нагрузкой.

Для взрывозащищенных электродвигателей дополнительно выполняется полное восстановление элементов взрывозащиты, взрывонепроницаемой оболочки с последующим гидравлическим испытанием деталей и сборочных единиц.

Особенности организации ремонта взрывозащищенных электрических машин

Ремонт электрооборудования, связанный с восстановлением и изготовлением деталей и сборочных единиц, неисправность которых может повлечь за собой нарушение взрывозащищенности электрооборудования, а также ремонт, который в соответствии с ПТЭ электроустановок потребителей и Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах запрещается производить эксплуатационному персоналу, должен выполняться ремонтными предприятиями (цехами, участками), имеющими специальное разрешение Федерального надзора.

С целью обеспечения надлежащего качества ремонта электрооборудования при проведении подготовительных работ ремонтному предприятию (цеху, участку) необходимо: иметь в наличии ремонтную документацию, оснастить предприятие (цех, участок) необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом; провести организационно-технические мероприятия, обеспечивающие квалифицированную проверку элементов взрывозащиты и определение необходимого объема ремонта;

провести обучение кадров.

Ремонтное предприятие (цех, участок) должно быть оснащено: специальными приспособлениями и подъемно-транспортными механизмами, обеспечивающими качественную разборку и исключающими дополнительные повреждения деталей и сборочных единиц; комплектом измерительного инструмента, позволяющего производить контроль параметров взрывозащиты; механическим, сварочным и другим оборудованием, позволяющим вести восстановление элементов взрывозащиты на деталях взрывонепроницаемой оболочки методами сварки, наплавки, механической обработки, установки ремонтных деталей и т. д.; комплектом технологического оборудования и материалов, позволяющих ремонтировать обмотки в соответствии с классом нагревостойкости изоляции ремонтируемого электрооборудования; стендом для проведения гидравлических испытаний деталей и сборочных единиц взрывонепроницаемой оболочки с комплектом приспособлений; стендом и приборами для проведения электрических испытаний;

тарой и стеллажами, исключающими возможность повреждения элементов взрывозащиты электрооборудования в процессе транспортировки и хранения.

Ремонтировать и испытывать электрооборудование должен квалифицированный персонал, прошедший специальное обучение, сдавший экзамены и получивший удостоверение на право ремонта.

Текущий ремонт взрывозащищенных электрических машин рекомендуется проводить не реже 1 раза в год для двигателей с частотой вращения 1500 об/мин и не реже 1 раза в 6 месяцев для двигателей с частотой вращения 3000 об/мин.

При аварийном ремонте двигателей (в результате неправильной эксплуатации, перегрузок двигателя и т. д.) отнесение его к определенному виду ремонта производится в зависимости от характера повреждений и объемов ремонта.

Нормативные сроки капитального ремонта могут корректироваться службой главного энергетика предприятия на основе анализа технического состояния оборудования.

При замене обмоток ремонтное предприятие (цех, участок) должно иметь в наличии комплект технологического оборудования и материалов, позволяющих ремонтировать обмотки в соответствии с классом нагревостойкости изоляции ремонтируемых двигателей, но не ниже класса В по ГОСТ 8865–78. При этом необходимо иметь в виду, что в ремонт могут поступать двигатели с изоляцией класса нагревостойкости Н.

Во избежание повреждения изоляции пакета статора и деформации посадочных поверхностей центрирующих заточек станины при демонтаже обмоток с выжиганием изоляционных материалов в специальных печах необходимо иметь автоматические или следящие устройства контроля температуры, которая не должна превышать 400°С.

При демонтаже обмоток необходимо предусмотреть защиту посадочных поверхностей и торцов центрирующих заточек станины от повреждений.
Во избежание повреждения посадочных поверхностей деталей и сборочных единиц не допускается разборка двигателей ударами по выступающему концу вала.

При разборке двигателей необходимо принять меры, исключающие перекос ротора.

Обмотки и токоведущие части должны быть надежно закреплены, пазовые клинья плотно забиты в пазы без слабины.

Сопротивление изоляции и электрическая прочность изоляции обмоток должны соответствовать требованиям ремонтной документации. Витки проволочных бандажей должны быть наложены плотно, без пропусков и перекрещиваний.

Каждый слой проволочного бандажа должен быть тщательно пропаян. Замки бандажа должны быть плотно подбиты и пропаяны. Весь бандаж должен иметь блестящую поверхность, без черновин и пятен.

При простукивании легким молотком бандаж не должен издавать дребезжащего или глухого звука.

Щетки должны быть притерты к поверхности контактных колец. Установка на двигатель щеток различных марок не допускается.

Двигатели на два напряжения должны соединяться на напряжение сети, указанное в заказе.

При замене подшипников должны быть применены подшипники классов точности не ниже применяемых предприятиями-изготовителями.

При сборке двигателей свободное пространство камер подшипниковых узлов должно быть на 0,65 объема заполнено смазкой, указанной в ремонтной документации, а для двигателей с частотой вращения 3000 об/мин – на 0,5 объема.

Испытания двигателей должны проводиться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.

Для синхронных и асинхронных двигателей, наиболее массовых в ремонте, устанавливается перечень электрических испытаний, которым должен подвергаться каждый отремонтированный двигатель в зависимости от вида ремонта.

Программа приемо-сдаточных испытаний для двигателей повышенной надежности против взрыва принимается в соответствии с ТУ предприятия-изготовителя.

Каждый отремонтированный двигатель должен пройти обкатку без нагрузки при номинальной частоте вращения в течение времени, указанного ниже:
Продолжительность вращения, не менее: 5 мин (до 1 кВт), 15 мин (более 1 кВт), 30 мин (более 10 кВт), 60 мин (более 100 кВт), 120 мин (более 1000 кВт).

При ремонте рудничных двигателей с заменой обмоток по технологическому процессу, отличающемуся от технологии предприятия-изготовителя, необходимо проводить испытания двигателя на влагоустойчивость.

При последующих ремонтах однотипных рудничных двигателей проведение испытаний на влагоустойчивость необязательно.

Каждый отремонтированный двигатель должен иметь знак исполнения по взрывозащите.

В случае неудовлетворительного состояния таблички предприятия-изготовителя либо ее отсутствия должна быть прикреплена новая табличка, на которой указываются: наименование или товарный знак ремонтного предприятия; тип двигателя; мощность, кВт; соединение фаз; напряжение, В; номинальная частота вращения, об/мин; номинальный ток, А; напряжение на кольцах ротора, В (для двигателей с фазным ротором), ток ротора, А (для двигателей с фазным ротором); ремонтный номер или номер заказа;

дата выпуска из ремонта (год, месяц).

Ремонтное предприятие (цех) должно гарантировать соответствие отремонтированных двигателей требованиям заводских инструкций и обязано в течение 12 месяцев со дня начала эксплуатации, но не более двух лет со дня отгрузки двигателя с ремонтного предприятия безвозмездно ремонтировать двигатели, если в течение указанного времени будет обнаружено их несоответствие требованиям завода-изготовителя.

Каждое отремонтированное изделие должно быть испытано по программе приемо-сдаточных испытаний. Программа приемо-сдаточных испытаний зависит от вида ремонта.

В программу приемо-сдаточных испытаний входят электрические испытания, а также проверка: комплектности отремонтированного электрооборудования; соответствия электрооборудования в процессе ремонта и сборки требованиям ремонтной документации с контролем всех параметров, обеспечивающих взрывозащиту;

наличия необходимой сопроводительной документации.

Программа приемо-сдаточных испытаний, нормы испытаний, допускаемые отклонения показателей от номинальных значений устанавливаются ремонтной документацией на конкретное изделие.

Испытания электрооборудования в процессе ремонта могут производиться в несколько этапов, например: гидравлические испытания деталей взрывонепроницаемой оболочки, испытания обмоток в процессе их изготовления, стендовые испытания и т. д.

Результаты приемо-сдаточных испытаний записываются в журнале испытаний.

Источник: Ящура А. И. Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования. Справочник

Источник: http://electrichelp.ru/raboty-po-to-i-remontu-elektricheskix-mashin/

Ссылка на основную публикацию