Синхронные машины – двигатели, генераторы и компенсаторы

Синхронные машины: устройство и принцип действия, характеристики синхронного генератора, включение синхронных генераторов на параллельную работу с сетью, синхронные двигатели и компенсаторы

Синхронные машины (СМ) используют главным образом в качестве источников электрической энергии переменного тока. Их устанавливают на мощных тепловых, гидравлических и атомных электростанциях и транспортных установках (тепловозах, автомобилях, самолетах).

Конструкция синхронного генератора (СГ) определяется в основном типом привода.

В зависимости от этого различают турбогенераторы (приводятся во вращение паровыми или газовыми турбинами), гидрогенераторы (приводятся во вращение гидротурбинами) и дизель-генераторы (приводятся во вращение двигателями внутреннего сгорания).

СМ также могут использоваться и в качестве электродвигателей для механизмов, работающих при постоянной частоте. Для улучшения коэффициента мощности сети и компенсации реактивной мощности с целью регулирования ее напряжения применяют синхронные компенсаторы (СК).

Устройство и принцип действия.

Ротор синхронной машины вращается с той же скоростью и в том же направлении как и вращающееся магнитное поле.

Статор СМ 1 (рисунок 6.15) имеет такое же устройство, как и статор асинхронной машины.

Рисунок 6.15 – Схема синхронной машины

Обмотка статора синхронной машины 3 может выполнятся как трехфазной, так и с другим числом фаз, ее называют обмоткой якоря. Число полюсов оботок статора и ротора одинаковое. Сердечник статора с обмоткой называют якорем.

На роторе 2 располагается обмотка возбуждения 4, она питается постоянным током от постороннего источника посредством двух контактных колец и щеток. Источник питания обычно называют возбудителем. Им может быть генератор постоянного тока небольшой мощности, расположенный на одном валу с синхронной машиной.

Обмотка возбуждения предназначена для создания первичного магнитного поля. Ротор с обмоткой возбуждения называется индуктором.

Если ротор СМ возбудить и привести во вращение со скоростью n2, то поток возбуждения Ф будет пересекать проводники обмотки статора, в результате чего в ее фазах будут индуцироваться ЭДС с частотой

. (6.24)

ЭДС статора составляют симметричную трехфазную систему ЭДС, и при подключении к обмотке статора симметричной нагрузки эта обмотка нагрузится симметричной системой токов. Такой режим называют генераторным.

В этом случае обмотка статора создает магнитное поле, вращающееся в направлении вращения ротора со скоростью

. (6.25)

Из (6.24) и (6.25) следует

. (6.26)

Поля статора и ротора создают общее вращающееся поле, вращаясь при этом с одинаковой скоростью, т.е. синхронно.

Поле статора (якоря) оказывает воздействие на поле ротора, и называемое полем реакции якоря.

Если подвести к обмотке СМ трехфазный ток из сети в результате взаимодействия магнитных полей статора и ротора последний придет во вращение. Направление и скорость вращения ротора будут такие же как и у поля статора. В этом случае СМ будет работать в двигательном режиме.

По конструкции ротора СМ подразделяются на явнополюсные и неявнополюсные (рисунок 6.16). Явнополюсные имеют выступающие полюсы и изготовляются с числом полюсов 2р > 4. Неявнополюсные имеют цилиндрический ротор, выполняемый обычно из массивной стальной поковки.

В роторе фрезеруются пазы для укладки обмотки возбуждения. Эти машины выпускаются с числом полюсов 2р = 2 и 2р = 4 и имеют поэтому большие скорости вращения (1500, 3000 об/мин).

При таких скоростях применение явнополюсных машин невозможно по условиям обеспечения необходимой механической прочности крепления полюсов и обмотки возбуждения.

а) б)

Рисунок 6.16 – Роторы синхронных неявнополюсной (а) и явнополюсной (б) машин: 1 – сердечник ротора, 2 – обмотка возбуждения

В полюсных наконечниках синхронного двигателя (СД) с явнополюсным ротором размещают стержни пусковой обмотки (рисунок 6.17), выполненной из латуни. Такую же обмотку из медных стержней применяют в синхронных генераторах, она называется демпферной (успокоительной), т.к. обеспечивает быстрое затухание колебаний ротора, возникающих в переходных режимах.

Рисунок 6.17 – Устройство пусковой обмотки в синхронных двигателях:

1 – полюсы ротора, 2 – короткозамыкающие кольца, 3 – стержни «беличьей клетки», 4 – полюсные наконечники

В зависимости от способа питания обмотки возбуждения различают системы независимого и самовозбуждения. В первом случае для питания обмотки возбуждения используют установленный на валу ротора СМ генератор постоянного тока, либо отдельный генератор, приводимый во вращение синхронным двигателем. При самовозбуждении питание обмотки возбуждения осуществляется через выпрямитель от обмотки якоря.

Характеристики синхронного генератора.

Основными характеристиками, определяющими свойства синхронного генератора, являются внешние и регулировочные.

Внешние характеристики представляют собой зависимости напряжения U от тока нагрузки .

При этом неизменными остаются: ток возбуждения Iв, угол φ, частота f1 (постоянная частота вращения ротора n2). На рисунке 6.

18 представлены внешние характеристики СГ при постоянном напряжении Uном для различных видов нагрузки. На рисунке ΔU представляет собой снижение напряжения при переходе от холостого хода к номинальному режиму.

Рисунок 6.18 – Внешние характеристики синхронного генератора при различных видах нагрузки

Регулировочные характеристики представляют собой зависимости тока возбуждения Iв от тока нагрузки . При этом неизменными остаются: напряжение U, угол φ и частота f1 (рисунок 6.19).

Данные характеристики демонстрируют, каким образом необходимо изменять ток возбуждения СГ, чтобы при изменении тока нагрузки напряжение оставалось неизменным.

Очевидно, что при φ > 0 необходимо увеличивать ток возбуждения, а при φ < 0 – уменьшать его.

Рисунок 6.19 – Регулировочные характеристики синхронного генератора при различных видах нагрузки

Включение синхронных генераторов на параллельную работу с сетью.

На каждой электрической станции обычно бывает установлено несколько генераторов, которые включаются на параллельную работу в общую сеть.

В современных энергосистемах на общую сеть, кроме того, работает целый ряд электростанций, и поэтому параллельно на общую сеть работает большое число синхронных генераторов.

Благодаря этому достигается большая надежность энергоснабжения потребителей, снижение мощности аварийного н ремонтного резерва, возможность маневрирования энергоресурса ми сезонного характера и другие выгоды.

Все параллельно работающие генераторы должны отдавать в сеть ток одинаковой частоты. Поэтому они должны вращаться строго в такт, или, как говорят, синхронно.

Условия синхронизации генераторов.

При включении генераторов на параллельную работу с другими генераторами необходимо избегать чрезмерно большого толчка тока и возникновения ударных электромагнитных моментов и сил, способных вызвать повреждение генератора и другого оборудования, а также нарушить работу электрической сети или энергосистемы.

Поэтому необходимо отрегулировать надлежащим образом режим работы генератора на холостом ходу перед его включением на параллельную работу и в надлежащий момент времени включить генератор в сеть. Совокупность этих операций называется синхронизацией генератора.

Идеальные условия для включения генератора на параллельную работу достигаются при соблюдении следующих требований:

1) напряжение включаемого генератора U должно быть равно напряжению сети U или уже работающего генератора;

2) частота генератора f, должна равняться частоте сети;

3) чередование фаз генератора и сети должно быть одинаково;

4) напряжения UГ, и UС должны быть в фазе.

Синхронные двигатели и синхронные компенсаторы.

Синхронные двигатели имеют по сравнению с асинхронными большое преимущество, заключающееся в том, что благодаря возбуждению постоянным током они могут работать с cosφ = 1 и не потребляют при этом реактивной мощности из сети, а при работе с перевозбуждением даже отдают реактивную мощность в сеть. В результате улучшается коэффициент мощности сети и уменьшаются падение напряжения и потери в ней, а также повышается коэффициент мощности генераторов, работающих на электростанциях.

Максимальный момент синхронного двигателя пропорционален U, а у асинхронного двигатели U2. Поэтому при понижении напряжения синхронный двигатель сохраняет большую нагрузочную способность.

Кроме того, использование возможности увеличения тока возбуждения синхронных двигателей позволяет увеличивать надежность их работы при аварийных понижениях напряжения в сети и улучшать в этих случаях условия работы энергосистемы в целом.

Вследствие большого воздушного зазора добавочные потери в стали в клетке ротора синхронных двигателей меньше, чем АД, благодаря чему КПД синхронных двигателей обычно выше.

С другой стороны, конструкция синхронных двигателей сложнее, чем короткозамкнутых асинхронных двигателей, и, кроме того, синхронные двигатели должны иметь возбудитель или иное устройство для питания обмотки возбуждения постоянным током.

Вследствие этого синхронные двигатели в большинстве случаев дороже асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. Пуск и регулирование скорости вращения синхронных двигателей также сложнее.

Тем не менее, их целесообразно применять всюду, где не требуется частых пусков и остановок и регулирования скорости вращения.

Широко применяется асинхронный пуск синхронного двигателя, когда невозбужденная машина подключается к сети и ее скорость достигает почти синхронной скорости подобно асинхронному двигателю. Далее двигатель втягивается в синхронизм.

Рабочие характеристики СД представлены на рисунке 6.20.

Рисунок 6.20 – Рабочие характеристики синхронного двигателя

СД не имеет начального пускового момента. При подключении к сети СД с неподвижным ротором при наличии постоянного тока в обмотке возбуждения электромагнитный момент за один период изменит свое направление дважды. Следовательно, средний за период момент будет равен нулю. Т.к.

ротор обладает некоторой инерцией, он не будет успевать разнонятся за пол периода до синхронной частоты вращения, т.е. двигатель не придет во вращение.

Таким образом, для пуска синхронного двигателя необходимо помощью внешнего момента разогнать ротор до частоты вращения, близкой к синхронной.

Учитывая, что частота вращения СД равна, ее можно регулировать изменением числа полюсов или частоты напряжения питания. Первый способ в СД нецелесообразен. Это обусловлено тем, что необходимо изменять число полюсов и на статоре, и на роторе, что усложненяет конструкцию ротора. В связи с этим на практике используют второй способ.

Синхронный двигатель, работающий на холостом ходу (без нагрузки), представляет собой синхронный компенсатор; при этом ток в обмотке якоря имеет практически только реактивную составляющую.

Синхронные компенсаторы предназначаются для компенсации коэффициента мощности сети и поддержания нормального уровня напряжения сети в районах сосредоточения потребительских нагрузок. Нормальным является перевозбужденный режим работы синхронного компенсатора, когда он отдает в сеть реактивную мощность.

В связи с этим компенсаторы, как и служащие для этих же целей батареи конденсаторов, устанавливаемые на потребительских подстанциях, называют также генераторами реактивной мощности.

Однако в периоды спада потребительских нагрузок (например, ночью) напряжение сети стремится возрасти и для поддержания его на нормальном уровне необходимо загрузить сеть индуктивными токами, вызывающими в ней дополнительные падения напряжения.

В этих случаях синхронные компенсаторы работают в недовозбужденном режиме, когда они потребляют из сети индуктивный ток и реактивную мощность. Для этого каждый синхронный компенсатор снабжается автоматическим регулятором возбуждения или напряжения, который регулирует его ток возбуждения так, что напряжение на зажимах компенсатора остается постоянным.

Выводы по лекции

К основным типам вращающихся машин относят асинхронные, синхронные и машины постоянного тока. Любая машина обратима, т.е. может работать как в режиме двигателя, так и в режиме генератора. Наиболее распространенными являются асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором.

В случае необходимости необходимости частых пусков, плавного регулирования скорости вращения в широком диапазоне, используют двигатели постоянного тока.

Синхронные компенсаторы, представляющие собой синхронные двигатели, работающие на холостом ходу, применяют для компенсации коэффициента мощности сети и поддержания нормального уровня напряжения.

Вопросы для самопроверки

1 Поясните устройство асинхронной машины.

2 Поясните принцип действия асинхронного двигателя.

3 Что такое скольжение?

4 Назовите и изобразите графики известных вам характеристик асинхронного двигателя.

Читайте также:  Блоки питания для устройств промышленной автоматики

5. Какие способы пуска асинхронного двигателя вы знаете?

6 Какие существуют способы регулирования частоты вращения асихнонных двигателей? Кратко охарктеризуйте каждый из них.

7 Перечислите основные элементы конструкции машины постоянного тока.

8 Поясните принцип действия машины постоянного тока?

9 Какие режимы работы машины постоянного тока вы знаете?

10 Как классифицируются генераторы постоянного тока по способу возбуждения?

11 Какие способы используют для пуска двигателя постоянного тока?

12 Перечислите способы регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока. Поясните кратко каждый из них.

13. Назовите и изобразите графики известных вам характеристик двигателя постоянного тока.

14 Что называют коммутацией в машинах постоянного тока? Как ее улучшить?

15 Поясните устройство и принцип действия синхронной машины.

16 Назовите и изобразите графики известных вам характеристик синхронного генератора.

17 Перечислите требования для включения генератора на параллельную работу с сетью.

18 В чем заключаются преимущества и недостатки использования синхронного двигателя по сравнению с асинхронным?

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Источник: https://lektsia.com/9x6d18.html

Синхронные машины

Бесколлекторные двухобмоточные электрические машины, в которой одна обмотка запитана от электрической сети переменного тока с неизменяемым значением частоты, а другая подключена к источнику возбуждения постоянного тока, с одинаковыми скоростями вращения ротора машины и ее магнитного поля. Главная область применения – преобразование механической энергии в электроэнергию.

Типы синхронных машин

Существует несколько разновидностей подобных машин, это:

  1. Гидрогенератор – его ротор отличается наличием явновыращенных полюсов и используется при производстве электрической энергии, работает на низких оборотах.
  2. Турбогенератор – отличается неявнополюсной конструкцией генератора, работает при помощи турбин различного типа, скорость отличается большим количеством оборотов вала в минуту, может достигать до 6000 об/мин.
  3. Компенсатор – он вырабатывает реактивную мощность, не несет нагрузку, используется в целях повышения качества электрической энергии за счет улучшенного коэффициента мощности, служит для стабилизации напряжения.
  4. Асинхронизированная машина двойного питания – в ней производится подключение роторной и статорной обмоток от источника токов с разной частотой, происходит создание несинхронного режима работы. Отличается устойчивым режимом работы, служит преобразователем фазных токов, применяется для решения узкоспециализированных задач.
  5. Двухполюсный ударный генератор – работа заключается в использовании режима короткого замыкания, действует кратковременно в течение долей секунды, выполняет задачу для испытания аппаратуры высокого напряжения.
  6. Синхронные двигатели – подразделяются на ряд моделей, предназначенных для выполнения различных целей, это: шаговые модели, безредукторные, индукторные, гистерезисные, а также бесконтактные двигатели.

Общий принцип действия

По соответствию основному исполнению, статор считается якорем машины и имеет многофазную обмотку, чаще всего, рассчитанную на три фазы.

Он выступает в качестве индуктора, обмотка ротора (возбуждения) служит для создания потока магнитной индукции возбуждения, ее питание осуществляется при использовании  контактных колец, через щеточный механизм, от источника (якоря возбудителя).

Конструктивное исполнение машины, прежде всего, зависит от необходимой частоты вращения, главным образом это сказывается на конструктивных особенностях ротора, он бывает двух основных видов, это явнополюсный и неявнополюсный типы.

Конструктивные особенности явнополюсного ротора

Явнополюсной ротор

В первом случае, ротор имеет два или более явно выраженных полюса. Стержни (катушки), крепятся в пазах посредством использования клиньев из немагнитного изоляционного материала.

Стержни исполняют функцию обмоток возбуждения. Сердечник изготавливается из электротехнической стали. В полюсных наконечниках располагаются стержни обмотки, предназначенной для пуска, они выполняются из латуни, для которой характерно высокое удельное сопротивление.

Аналогичная обмотка, «беличья клетка»,  которая имеет в своей конструкции катушки из меди, используется для устройства генераторов, она выполняет демпфирующую роль и выступает успокоителем, потому как способствует снижению неустойчивости ротора, появляющейся во время переходного режима.

Прекращение колебаний происходит после возникновения вихревых токов, появляющихся при замыканиях в роторе с полюсами значительного веса.

Неявнополюсный ротор применяется для конструкций синхронных агрегатов большой мощности. Они отличаются высокими скоростными характеристиками. Число оборотов вала может достигать предела порядка 3000 об/мин.

Этот параметр обуславливает невозможность использования явнополюсного ротора в высокоскоростных машинах в связи с трудностью крепления полюсов и обмоток возбуждения при небольшом количестве пар полюсов.

Магнитопровод ротора изготовлен, как единое целое с валом машины и выполняется из единой поковки. Набор его производится из прочной легированной стали, в пазах осуществляется формирование обмотки из медных с серебряной присадкой проводников, это делается для повышенной термической стойкости.

Возбуждение синхронной машины

Для питания обмотки возбуждения предусмотрено наличие возбудителя, в его качестве выступает генератор постоянного тока, якорь которого сопряжен с валом машины, посредством использования механического устройства.

По способу возбуждения синхронные машины подразделяются на два типа:

  1. Возбуждение независимого вида.
  2. Самовозбуждение.

При независимом возбуждении схема подразумевает наличие подвозбудителя, который питает: обмотку главного возбудителя, реостат для регулировки, устройства управления, регуляторы напряжения и т. д. Кроме этого способа, возбуждение может осуществляться от генератора, выполняющего вспомогательную функцию, он приводится в работу от двигателя синхронного или асинхронного типа.

Для самовозбуждения, питание обмотки происходит через выпрямитель, работающий на полупроводниках или ионного типа.

Для турбо- и гидрогенераторов используют тиристорные устройства возбуждения. Ток возбуждения регулируется в автоматическом режиме при помощи регулятора возбуждения. Для синхронных машин малой мощности характерно использование регулировочных реостатов, они включены в цепь обмотки возбуждения.

Принцип работы

Вращающийся с определенной частотой, создаваемый ротором, поток возбуждения, пересекает витки статорной обмотки, он совершает индуцирование в фазах с переменной ЭДС, изменяемой с частотой, определяемой по формуле:

f1=pn2/60.

При присоединении статора к нагрузке, ток в обмотке создает магнитное поле, вращающееся со скоростью одинаковой со скоростью вращения ротора. Магнитодвижущая сила обмоток возбуждения и статорной обмотки, и результирующие вращающегося магнитного поля, создают результирующий магнитный поток.

Синхронные машины высокой мощности – конструктивные особенности

Ввиду использования значительной величины мощности, синхронная установка подвергается значительному механическому воздействию, а также электромагнитной нагрузке, вследствие чего происходит существенный нагрев различных частей машин, для чего необходимо выполнить интенсивное охлаждение машины.

Чтобы сохранить определенные габаритные размеры, для получения необходимого значения мощности, выполняют машины с различными особенностями, диктующими подразделение машин на несколько типов, это: турбогенераторы, гидрогенераторы, дизель-генераторы, синхронные компенсаторы, синхронные двигатели.

Турбогенераторы

Конструкция машины исполнена с горизонтальной осью и работает за счет использования турбины, ротор обязательно неявнополюсного исполнения. Скорость вращения вала отличается максимально возможным числом оборотов вращения и составляет 3000 об/мин.

За счет того, что в машине всего два полюса, ее конструктивная часть отличается уменьшенными габаритами и весом.

При использовании такого агрегата на АЭС, применяют машины с количеством оборотов вала 1500 об/мин, с 4 полюсами, диаметр ротора меньше длины его активной части.

Система, используемая для охлаждения, применяет поверхностный и косвенный принудительный обдув, иногда применяют косвенное водородное или водяное и масляное охлаждение.

Гидрогенераторы

Функционирование гидрогенератора осуществляется при использовании гидравлической турбины, обладающей невысоким количеством оборотов вала от 50 до 500 об/мин. Ротор явнополюсного исполнения отличается наличием большого числа пар полюсов. Его диаметр для некоторых типов гидрогенераторов может доходить до 16 м., тогда как длина составляет всего 1,75 м. Его мощность достигает 640 МВ*А.

Вал может располагаться вертикально. Гидрогенератор и турбина объединены одним валом ротора, также на нем может быть установлен возбудитель, подвозбудитель и синхронный генератор, который осуществляет питание электрических двигателей, предназначенных для регулировки турбины.

Главное усилие в машине приходится на опорный подшипник, он способен выдержать вес роторов всего оборудования, динамические усилия и давление воды, приложенное к турбинным лопастям.

Система охлаждения в устройствах этого типа выполняется с помощью омывания капсулы, в которую заключены объединенные одним валом элементы синхронного агрегата.

Синхронный компенсатор

Машина генерирует реактивную мощность и работает в двигательном режиме холостого хода, использующего активную сетевую нагрузку. Конструкция явнополюсного исполнения обычно присутствует до восьми пар полюсов.

Ротор изготовлен облегченным, так как на валу отсутствует какая-либо нагрузка.

Часто используется герметизированная конструкция машины, без вывода наружу вала компенсатора, система охлаждения работает за счет использования водорода, закаченного при большом давлении, внутрь.

Дизель-генератор

Машина имеет в своей конструкции явнополюсный ротор и подразумевает горизонтальную установку вала. Особенность – использование одного опорного подшипника, в качестве второй опоры используется подшипник вала генератора. На едином с ними валу установлен возбудитель.

Пишите комментарии, дополнения к статье, может я что-то пропустил. Загляните на карту сайта, буду рад, если вы найдете на моем сайте еще что-нибудь полезное. Всего доброго.

Источник: http://podvi.ru/elektrodvigatel/ustrojstvo-i-princip-dejstviya-sinxronnyx-mashin.html

Синхронные двигатели и компенсаторы

Синхронные двигатели имеют по сравнению с АД большое преимущество, заключающееся в том, что благодаря возбуждению постоянным током они могут работать с cosφ=1 и не потребляют при этом реактивной мощности из сети, а при работе с перевозбуждением даже отдают реактивную мощность в сеть. В результате улучшается коэффициент мощности сети и уменьшаются падение напряжения и потери в ней, а также повышается коэффициент мощности генераторов, работающих на электростанциях.

Максимальный момент СД пропорционален U, а у АД – U2.

Поэтому при понижении напряжения СД сохраняет бОльшую перегрузочную способность.

Кроме того, использование возможности увеличения тока возбуждения СД позволяет увеличивать их надежность работы при аварийных понижениях напряжения в сети и улучшать в этих случаях условия работы энергосистемы в целом.

Вследствие большей величины воздушного зазора добавочные потери в стали и в клетке ротора СД меньше, чем у асинхронных, благодаря чему к.п.д. СД обычно выше.

С другой стороны, конструкция СД сложнее, чем короткозамкнутых АД, и, кроме того, СД должны иметь возбудитель или иное устройство для питания обмотки возбуждения постоянным током. Вследствие этого СД в большинстве случаев дороже АД с КЗ ротором. Пуск и регулирование скорости вращения СД также сложнее.

Тем не менее, преимущество СД настолько велико, что при РН>200…300 кВт их целесообразно применять всюду, где не требуется частых пусков и остановок и регулирования скорости вращения.

В подавляющем большинстве случаев применяется асинхронный пуск синхронных двигателей.

При частотах вращения от 100 до 1000 об/мин электродвигатели выполняют явнополюсными, а при 1500 и 3000 об/мин – неявнополюсными.

Рабочие характеристики СД изображены в о.е. на рис. 37-4 [2]. Двигатель работает с перевозбуждением, его cosφ с уменьшением полезной мощности Р2 также уменьшается, а отдаваемая в сеть реактивная мощность Q увеличивается. Отсюда следует, что перевозбужденные недогруженные СД в отличие от АД способствуют улучшению коэффициента мощности сети.

Синхронные компенсаторы

Синхронные компенсаторы предназначены для компенсации коэффициента мощности сети и поддержания нормального уровня напряжения сети. Нормальным является перевозбужденный режим работы синхронного компенсатора, когда он отдает в сеть реактивную мощность.

В периоды спада нагрузок нередко возникает необходимость работы компенсаторов в недовозбужденном режиме, когда они потребляют из сети индуктивный ток и реактивную мощность, т.к.

в этом случае напряжение стремится возрасти и для поддержания его на нормальном уровне необходимо загрузить сеть индуктивными токами.

Для этого СК снабжают автоматическим регулятором возбуждения или напряжения, который регулирует величину его тока возбуждения так, что напряжение на зажимах компенсатора остается постоянным.

СИНХРОННЫЕ КОМПЕНСАТОРЫ.

Читайте также:  Как оценивается опасность поражения человека током электроустановки в электросетях различной конфигурации

Синхронная машина, не несущая активной нагрузки и загруженная реактивным током, называется синхронным компенсатором. Такие компенсаторы применяются для повышения коэффициента мощности и поддержания нормального уровня напряжения в сетях.

Нормальным является перевозбужденный режим работы синхронного компенсатора, когда он отдает в сеть реактивную мощность.

В связи с этим компенсаторы, как и служащие для этих целей батареи конденсаторов, устанавливаемые на потребительских называют также генераторами реактивной мощности.

Однако в периоды спада потребительских нагрузок (например ночью) нередко возникает необходимость работы синхронных компенсаторов также в недовозбужденном режиме когда они потребляют из сети индуктивный ток и реактивную мощность так как в этих случаях напряжения сети стремится возрасти и для поддержания его на нормальном уровне необходимо загрузить сеть индуктивными токами вызывающими в ней дополнительные падения напряжения. Для этого каждый синхронный компенсатор снабжается автоматическим регулятором возбуждения или напряжения, который регулирует его ток возбуждения так, что напряжения на зажимах компенсатора остается постоянным.

Синхронные компенсаторы лишены приводных двигателей и с точки зрения режима своей работы, в сущности, являются синхронными двигателями, работающими на холостом ходу. Мощные компенсаторы имеют водородное охлаждения.

Так как синхронные компенсаторы не развивают активной мощности, то вопрос о статической устойчивости работы для них теряет остроту. Поэтому они изготавливаются с меньшим воздушным зазором, чем генераторы и двигатели.

Уменьшение зазора позволяет облегчить обмотку возбуждения и удешевить машину.

Источник: https://cyberpedia.su/16x157b3.html

Синхронные генераторы и компенсаторы

В приближенных расчетах, для определения действующего значения периодической составляющей тока КЗ в произвольный момент времени гидро- и турбогенераторов мощностью до 500 МВт включительно и всех синхронных компенсаторов при радиальной схеме, следует применять типовые кривые, приведенные на рисунках 7-10. Типовые кривые характеризуют изменение этой составляющей во времени при различной удаленности точки КЗ. Значение периодической составляющей тока КЗ в произвольный момент времени отнесено к начальному значению этой составляющей, т.е.

(31)

Удаленность точки КЗ от синхронной машины характеризуется отношением действующего значения периодической составляющей тока этой машины в начальный момент КЗ к номинальному току машины (начальный относительный ток):

(32)

где Iном– номинальный ток синхронной машины (группы машин), приведенной к той ступени напряжения сети, где находится точка КЗ, кА:

(33)

Рном – номинальная мощность синхронноймашины (или суммарнаямощность группы машин), МВт;

cosjном – номинальный коэффициент мощности;

Uсрк – среднее номинальное напряжение сети той ступени напряжения, где находится точка КЗ, кВ.

Кривые, приведенные на рисунке 7, следует использовать для расчетов действующего значения периодической составляющей тока КЗ от синхронных генераторов, имеющих тиристорную независимую или высокочастотную систему возбуждения, а также от синхронных компенсаторов.

Кривые, приведенные на рисунках 8-9 – от синхронных генераторов, имеющих тиристорную систему самовозбуждения соответственно с последовательными трансформаторами и без последовательных трансформаторов.

Кривые, приведенные на рисунке 10 – от синхронных генераторов с диодной бесщеточной системой возбуждения.

Все кривые построены для синхронных генераторов (компенсаторов), у которых кратность предельного напряжения возбуждения по отношению к номинальному напряжению возбуждения не превышает двух.

Для гидрогенераторов, имеющих повышенные кратности предельного напряжения возбуждения по отношению к номинальному напряжению возбуждения (больше двух), кривые (рис. 3) допускается использовать только при небольшой удаленности точки КЗ, когда IП0>3.

При большей удаленности точки КЗ периодическую составляющую тока КЗ следует принимать неизменной по амплитуде.

Если отношение действующего значения периодической составляющей тока синхронной машины в начальный момент КЗ к номинальному току менее двух, то К3 следует считать удаленным и периодическую составляющую тока КЗ принимать неизменной по амплитуде.

Расчет действующего значения периодической составляющей КЗ от синхронного генератора (компенсатора) или нескольких однотипных синхронных генераторов (компенсаторов), находящихся в одинаковых условиях (однотипные генераторы и их системы возбуждения, примерно одинаковые мощности, одинаковые условия подключения к месту КЗ) по отношению к точке КЗ, следует вести в следующем порядке:

1. Составить схему замещения для определения начального значения периодической составляющей тока КЗ от синхронной машины (или группы машин) и найти относительный ток I*П0;

2. По кривой gt=f(t), соответствующей найденному значению I*П0, для заданного момента времени найти отношение токов IПt/IП0=gt;

3. Определить действующее значение периодической составляющей тока КЗ от синхронной машины (или группы машин) в кА в момент времени t:

(34)

Асинхронные двигатели.

В приближенных расчетах для определения действующего значения периодической составляющей тока КЗ в произвольный момент времени от асинхронных электродвигателей при радиальной схеме следует использовать типовые кривые, приведенные на рисунке 11 которые характеризуют изменение этой составляющей во времени при разной удаленности точки КЗ. Значения периодической составляющей тока КЗ в произвольный момент отнесены к начальному значению этой составляющей:

(35)

Удаленность точки КЗ от асинхронного электродвигателя характеризуется отношением действующего значения периодической составляющей тока этого электродвигателя в начальный момент КЗ к его номинальному току (начальный относительный ток):

(36)

Порядок расчета действующего значения периодической составляющей тока КЗ в произвольный момент времени от асинхронного электродвигателя аналогичен изложенному в предыдущем пункте. Значение периодической составляющей тока в кА в момент времени t равно:

(37)

Синхронные двигатели.

При приближенных расчетах действующего значения периодической составляющей тока КЗ в произвольный момент времени от синхронного двигателя в радиальной схеме допускается использовать типовые кривые, приведенные на рисунке 8, которые характеризует изменение этой составляющей во времени при разной удаленности точки КЗ. Методика нахождения токов от синхронных двигателей аналогична приведенной в предыдущих пунктах, поэтому здесь больше не приводится. Более подробно с ней можно познакомиться в [1,3, 5-8].

Рисунок 7 – Изменение периодической составляющей тока КЗ от синхронных машин с тиристорной или высокочастотной системой возбуждения. Рисунок 8 – Изменение периодической составляющей тока КЗ от синхронных машин с тиристорной системой самовозбуждения и с последовательными трансформаторами.
Рисунок 9 – Изменение периодической составляющей тока КЗ синхронных машин с тиристорной системой самовозбуждения без последовательных трансформаторов. Рисунок10 – Изменение периодической составляющей тока КЗ от синхронных машин с диодной бесщеточной системой возбуждения.
Рисунок 11 – Изменение периодической составляющей тока КЗ от асинхронных электродвигателей. Рисунок 12 – Изменение периодической составляющей тока КЗ от синхронных электродвигателей.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s3917t2.html

Синхронный компенсатор реактивной мощности

Синхронный компенсатор –  синхронный двигатель не выполняющий механической работы. Его назначение — компенсация реактивной мощности. Если нагрузить его механической работой, он не сможет компенсировать реактивную составляющую в нужном диапазоне.

У него два режима работы:

  • Перевозбужденный;
  • Недовозбужденный;

Не будем углубляться  в теорию работы синхронных машин, а рассмотрим  отдельно каждый из режимов работы синхронного компенсатора.

Перевозбужденный режим. Так как компенсатор работает на холостом ходу, то согласно теории ток идеального холостого хода должен быть равен нулю, хотя на самом деле это не так. Выполняется равенство .

Если увеличить ток возбуждения (Iв) больше нуля    Iв ≠ 0, то в двигателе образуется ЭДС и соответственно — машина выходит из электрического равновесия и возникает ток , который будет отставать от ∆ ,, на 900. Соответственно в сеть будет отдаваться реактивная составляющая.

На рисунке а) приведена векторная диаграмма для данного случая.

Рис. а) векторная диаграмма работы в перевозбужденном режиме

Недовозбужденный режим. Если уменьшить Iв, в двигателе образуется ЭДС, соответственно — следствием , который будет отставать от ∆на 900, но будет опережать ,на 900. Соответственно с сети будет забираться реактивная составляющая. На рисунке б) приведена векторная диаграмма для данного случая.

Рис. б) векторная диаграмма работы в недовозбужденном режиме

Можно сделать вывод, что синхронный компенсатор работает в двух режимах: компенсации и потребления реактивной составляющей.

Это значит что он может не только отдавать но и потреблять, что позволяет поддерживать баланс мощности в цепи. Он снабжается автоматической системой управления возбуждением и в автоматическом режиме регулирует cosφ цепи.

Также обладает большой инерционностью, что не позволяет ему быстро реагировать на изменение параметров цепи.

При установке его в сеть с резко-переменной нагрузкой нужно максимально оптимизировать настройки регуляторов  САУ, чтоб машина не пошла в разнос, так как это чревато аварийными отключением подстанции из-за бросков тока в сеть. Строятся на мощность до Sн = 100 000 кВА. Имеют явнополюсную конструкцию с 2р= 6 или 8 — тихоходные. Компенсаторы большой мощности делаются с водородным охлаждением.

Для асинхронного пуска снабжаются пусковыми обмотками в полюсных наконечниках или делают их с массивными полюсами. Пускаться они могут как прямым пуском, так и с помощью реакторов. Иногда используют гонный асинхронный двигатель для разгона машины до подсинхронной скорости. Наиболее часто имеют напряжение питания статора 6 кВ, 10 кВ и садятся на соответствующие линии ГПП.

Для возбуждения синхронного компенсатора чаще всего используют тиристорный преобразователь. Он прост в управлении, обладает малой инерционностью, дешев, по сравнению с другими устройствами, не требует постоянного обслуживания и быстро ремонтируем.

Современные возбудители оборудованы микропроцессорной системой управления, которые могут в автоматическом режиме вычислять реактивную мощность и регулировать возбуждение машины, тем самым поддерживая баланс мощности.

Ниже  приведена функциональная схема системы автоматического регулирования (САУ):

Также ранее применялись, а кое-где и до сих пор используются, электромашинное возбуждение. Как правило, работает с очень малой чувствительностью и очень большой инерционностью по отношению к цепи. Дорог в обслуживании и эксплуатации. При выходе из строя долго находится в ремонте. Ниже показана самая примитивная схема электромашинного возбудителя:

Вывод: синхронный компенсатор является обратимым устройством. Он дорог, занимает много места, а также вызывает шум и иногда вибрации. Эксплуатация его не дешевая, а в случае выхода из строя вращающихся элементов требует длительного ремонта. В сравнении с современными средствами компенсации реактивной мощности является устаревшим.

Источник: http://elenergi.ru/sinxronnyj-kompensator-reaktivnoj-moshhnosti.html

Словарь специальных терминов

Синхронный компенсатор − синхронная машина, работающая в режиме электродвигателя без активной нагрузки. Включение синхронного компенсатора эквивалентно присоединению к электрической сети емкостной или индуктивной нагрузки (в зависимости от режима синхронного компенсатора); меняя характер нагрузки, регулируют напряжение и повышают коэффициент мощности сети.

Тиристорные системы возбуждения должны предусматривать возможность гашения поля генераторов и синхронных компенсаторов переводом преобразователя в инверторный режим.

В системах возбуждения со статическими преобразователями, выполненными по схеме самовозбуждения, а также в системах возбуждения с электромашинными возбудителями должно быть применено устройство АГП.

Синхронные компенсаторы при их достаточно большой мощности поддерживают напряжение в местах их присоединения. Синхронные компенсаторы (СК) самосинхронизируются в процессе их асинхронного пуска.

Если понижение напряжения в точке включения вызывает недопустимое по нормам понижение напряжения у потребителей, то используется включение СК через реактор, автоматически шунтируемый в конечной стадии пуска.

После спадания тока включения до заданного значения минимальное реле тока в цепи статора подает команду на подачу возбуждения (как в случае включения генераторов) и, обычно одновременно, на шунтирование реактора.

Отсутствие на валу СК механического момента облегчает и ускоряет втягивание их в синхронизм. Синхронные компенсаторы (СК) в зависимости от мощности имеют электромашинное возбуждение постоянного тока с подвозбудителем, бесщеточную систему возбуждения или тиристорное (ионное) самовозбуждение.

Схема диодной бесщеточной системы. Синхронные компенсаторы работают в режимах как выдачи, так и потребления реактивной мощности. Поэтому необходимый для них диапазон регулирования возбуждения больше, чем для генераторов. Для сохранения УК в работе возможен переход к смешанной системе возбуждения.

Векторные диаграммы синхронного компенсатора. U-образная характеристика синхронного компенсатора при Uc=const.

Читайте также:  Виды и причины износа электрооборудования

Синхронные компенсаторы работают при угле нагрузки 0, и нет необходимости заботиться о его статической перегружаемости.

Так как в обмотках синхронного компенсатора протекают реактивные токи, которые не создают динамических усилий, крепление лобовых частей менее прочное, чем в турбогенераторах.

Технические данные крупнейших капсульных гидрогенераторов. Технические данные генераторов общего назначения. Технические данные синхронных компенсаторов серий КС и КСВ. Турбогенератор типа ТВВ-320-2. Синхронные компенсаторы выполняются на базе синхронных генераторов закрытыми, с воздушным косвенным или водородным охлаждением и предназначаются для работы в закрытых помещениях.

Предусматривается асинхронный пуск компенсаторов при пониженном (до 40-50 %) напряжении. Синхронные компенсаторы (СК) представляют собой генераторы реактивной мощности, с помощью которых путем изменения распределения реактивной мощности в сети ведется автоматическое регулирование напряжения на шинах подстанций.

Синхронные компенсаторы имеют некоторые конструктивные особенности по сравнению с другими синхронными машинами. Они имеют облегченную механическую конструкцию, так как не несут механической нагрузки, и увеличенное сечение обмотки возбуждения, которая рассчитывается на длительную работу в режиме перевозбуждения. Пуск синхронных компенсаторов производится так же, как и синхронных двигателей.

Синхронные компенсаторы традиционно имеют большое значение для выдачи и потребления реактивной мощности в установившихся и переходных режимах.

Они повышают качество электроэнергии за счет стабилизации напряжения в энергосистемах, увеличивают пропускную способность электропередач переменного тока ультравысоких напряжений, обеспечивают работоспособность электропередач и вставок постоянного тока за счет выдачи реактивной мощности инверторным подстанциям.

Установка синхронных компенсаторов в энергосистемах уменьшает циркуляцию реактивных токов между электростанциями и потребителями. Компенсаторы имеют массивные полюсы или шихтованные полюсы с успокоительной или демпферной системой, поэтому их сверхпереходные сопротивления малы (порядка 0.2) и они являются хорошими фильтрами высших гармонических составляющих напряжений и токов в сети.

Синхронный компенсатор работает без нагрузки, поэтому потребляемая им из сети активная мощность незначительна и расходуется на покрытие потерь в компенсаторе. Схемы типовых унифицированных подстанций 110 кВ. Синхронный компенсатор присоединяется непосредственно к обмотке НН AT по блочной схеме с пуском через реактор.

Синхронные компенсаторы с водородным охлаждением имеют некоторые конструктивные особенности, отличающие их от подобных турбогенераторов. Синхронные компенсаторы применяются в электрических системах как генераторы реактивной мощности для снижения потерь мощности в сетях, повышения устойчивости протяженных передач и для осуществления поперечной компенсации.

В тех случаях, когда в системе отсутствует регулирование напряжения переключением ответвлений трансформаторов под нагрузкой, синхронные компенсаторы используются для регулирования напряжения. В установках потребителей синхронные компенсаторы используются также для повышения коэффициента мощности.

Синхронные компенсаторы обычно устанавливаются на подстанциях и служат для регулирования напряжения в сети. Синхронные компенсаторы по существу представляют собой крупные синхронные двигатели, работающие на холостом ходу, с широким диапазоном изменения тока возбуждения.

В режиме перевозбуждения компенсаторы выдают реактивную мощность в сеть, а в режиме недовозбуждения потребляют ее из сети. Синхронный компенсатор может работать с опережающим или отстающим током, являясь либо генератором, либо потребителем реактивной мощности, и при его применении возможно регулирование напряжения вверх и вниз от напряжения, подведенного к нему.

Синхронные компенсаторы и двигатели при коротком замыкании также генерируют токи короткого замыкания, и поэтому при мощности большей 1000 кВт включаются в расчетную схему.

Синхронные компенсаторы применяют для регулирования режимов работы энергетических систем, для поддержания оптимального уровня напряжения, снижения потерь электроэнергии в сетях, увеличения пропускной способности и обеспечения устойчивости энергосистем.

Синхронные компенсаторы представляют собой синхронные машины, работающие в режиме двигателя без активной нагрузки и генерирующие в сеть реактивный опережающий (емкостный) или отстающий (индуктивный) ток. Синхронные компенсаторы мощностью 10; 16 и 25 MB·А выпускаются с воздушным охлаждением.

Напряжение компенсаторов мощностью до 16 MB·А – 6 3 и 10 5 кВ, мощностью 25 MB·А – 10 5 кВ, частота вращения 1000 об / мин. Устанавливаются компенсаторы в закрытом помещении. Исполнение компенсаторов – закрытое, с опорными стояковыми подшипниками. Расчетные параметры различных компенсирующих устройств.

Синхронные компенсаторы – менее экономичные компенсирующие устройства, чем синхронные электродвигатели или конденсаторы. Их применение на районных подстанциях энергосистем позволяет автоматически регулировать напряжение в сети и повышать устойчивость работы энергосистемы при коротких замыканиях. Синхронные компенсаторы хотя и обладают большими потерями по сравнению с косинусными конденсаторами, но их установка оказывается необходимой по условиям работы энергосистемы для обеспечения устойчивости и регулирования напряжения в энергосистеме. В периоды максимальной нагрузки синхронные компенсаторы могут работать в режиме перевозбуждения, отдавая реактивную мощность, а в периоды снижения нагрузки, если это требуется, могут работать с недовозбуждением, потребляя реактивную мощность. Таким образом, синхронные компенсаторы могут регулировать напряжение на приемных концах сети. Синхронные компенсаторы устанавливаются на напряжении 6 – 10 кВ приемных подстанций. Синхронные компенсаторы в соответствии с ГОСТ 609 – 66 выпускаются мощностью 10; 16; 25; 32; 50; 100; 160 MB·А. Их номинальные параметры находятся в следующих пределах: напряжение от 6,6 до 15,75 кВ, ток от 0,45 до 5,9 кА, частота вращения 1000 и 750 об/мин.

Синхронный компенсатор может работать в режиме улучшения cos φ или в режиме стабилизатора напряжения.

Синхронный компенсатор представляет собой синхронный двигатель, работающий без нагрузки. При работе синхронного двигателя с перевозбуждением в цепи статорной обмотки появляется ток Iх, опережающий по фазе напряжение сети Uc.

Синхронные компенсаторы применяются также для стабилизации напряжения в сети. Синхронные компенсаторы для наружной установки (СК) выполняются как с воздушным, так и с водородным охлаждением.

При мощности 50 МВ·А и выше применяется главным образом водородное охлаждение.

Синхронный компенсатор – это синхронный двигатель, предназначенный для работы без механической нагрузки в режиме перевозбуждения только для улучшения cos φ в сети.

Синхронный компенсатор является как генератором, так и потребителем реактивной мощности. Синхронные компенсаторы применяются в качестве генераторов реактивной мощности для повышения коэффициента мощности нагрузки предприятий, а также для регулирования величины напряжения.

Они отличаются от синхронных двигателей более легкой конструкцией, так как работают в режиме холостого хода без механической нагрузки. Синхронные компенсаторы изготавливаются отечественной промышленностью только на значительные номинальные мощности, так как их применение оказывается технико-экономически обоснованным только при значительных размерах потребной компенсирующей мощности.

Технические данные синхронных компенсаторов. Синхронные компенсаторы присоединяются, как правило, к шинам вторичного (генераторного) напряжения главных понизительных подстанций предприятий. Технические данные синхронных компенсаторов.

Синхронные компенсаторы предназначаются для изменения коэффициента мощности и представляют собой синхронные электродвигатели облегченной в механическом отношении конструкции, работающие от сети в режиме холостого хода, с перевозбуждением – для улучшения коэффициента мощности. Синхронные компенсаторы изготовляются на значительные номинальные мощности.

Поэтому они применимы только при значительных размерах потребной компенсирующей мощности. Синхронные компенсаторы присоединяются, как правило, к шинам генераторного напряжения главных понизительных промышленных подстанций. Синхронные компенсаторы являются синхронными двигателями, работающими в режиме холостого хода при регулируемом в широких пределах токе возбуждения.

Синхронные компенсаторы в зависимости от мощности имеют водородное или воздушное охлаждение, однако для проектируемых мощностью 250 MB·А и более предусматривают жидкостное охлаждение.Синхронные компенсаторы изготовляют с горизонтальным валом и явно выраженными полюсами ротора обычно с частотой вращения 750 – 1000 об/мин.

Синхронные компенсаторы обладают некоторыми конструктивными особенностями по сравнению с другими синхронными машинами. Они имеют облегченную механическую конструкцию, так как не несут механической нагрузки, и увеличенное сечение обмотки возбуждения, которая рассчитывается на длительную работу в режиме перевозбуждения.

Пуск синхронных компенсаторов производится так же, как и синхронных двигателей. Синхронные компенсаторы проверяются на устойчивость тем же способом, что и синхронные двигатели. Синхронный компенсатор 6 кВ, 7500 кВт Дано: 7 4000 ч/год; зу. Синхронный компенсатор имеет асинхронный реакторный пуск с применением 10-кратного сопротивления в роторе.

Для ускорения останова СК применяется динамическое торможение. Предусматривается регулирование реактивного тока таким образом, чтобы емкостный реактивный ток СК соответствовал реактивной толчковой нагрузке (в данном случае вентильных преобразователей), имеющей индуктивный характер.

Это позволяет компенсировать толчки реактивной нагрузки от вентильных электроприводов и вызываемые ими колебания напряжения на шинах 6 – 10 кВ питающей подстанции. Одновременно решается задача повышения коэффициента мощности. Недостатками описанного компенсатора являются большие габариты и масса, а также значительные потери вследствие низкой частоты вращения.

Синхронные компенсаторы больше всего подходят при относительно большом полном сопротивлении системы переменного тока, с которой соединена передача, так как они могут выполнять двойные функции: ограниченного поддержания уровня напряжения в системе и создания низкого полного сопротивления для гармоник тока, создаваемых преобразовательной установкой.

При низком полном сопротивлении системы переменного тока имеются практические и технические трудности в изготовлении синхронных компенсаторов, которые бы удовлетворяли всем требованиям, необходимым для обеспечения работы преобразователя.

Синхронные компенсаторы, установленные на промежуточных подстанциях, делят линию на самостоятельные участки, поддерживая напряжения в начале и конце каждого участка. Синхронные компенсаторы, работающие на крупных узловых подстанциях наших энергосистем, представляют собой мощные высоковольтные синхронные машины.

Синхронные компенсаторы, работающие в наших энергосистемах, в подавляющей части выпущены отечественными заводами, главным образом ленинградским заводом Электросила. За последние годы установки синхронных компенсаторов значительно изменились как по типу агрегатов, так и по вспомогательному оборудованию. Схема относительного положения шейки вала 2.

Синхронные компенсаторы строятся пока исключительно как тихоходные машины (от 600 до 1000 об/мин), преимущественно на 750 об/мин, и подшипники их выполняются со смазочными кольцами, в том числе и при охлаждении маслом. Синхронные компенсаторы с быстродействующей системой возбуждения являются сложными и громоздкими устройствами, имеющими вращающиеся части.

Синхронные компенсаторы служат для повышения коэффициента мощности (cos φ) электрических установок промышленных предприятий и стабилизации напряжения в электрических сетях, ибо перевозбужденная синхронная машина в режиме холостого хода по отношению к сети эквивалентна конденсатору. Недовозбужденная синхронная машина, работающая вхолостую, по отношению к сети эквивалентна индуктивности. Действительно, изменяя ток возбуждения синхронной машины, можно менять реактивную мощность, отдаваемую синхронным компенсатором в сеть или потребляемую им из сети.

Синхронный компенсатор – это один из видов синхронной машины, предназначенный для работы в качестве источника реактивной мощности – без активной нагрузки на валу.

Синхронные компенсаторы специально устанавливаются для выработки только реактивной мощности в дополнение к основным источникам.

Поэтому удельные затраты (руб/квартал) на выработку реактивной мощности генератором и двигателем практически равны нулю, так как капитальные затраты на их установку относятся по прямому назначению машин.

Затраты на установку СК относятся на реактивную мощность, так как производство реактивной мощности и является прямым назначением СК.

Источник: http://www.hydromuseum.ru/ru/encyclopedia/glossary/rezhim-sinkhronnogo-kompensatora-sk/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector